В нашей стране аптеки продолжают и продолжают открываться. Практически каждый крупный игрок на розничном фармрынке заявляет о появлении 100–150 аптечных предприятий в год под своим брендом, а некоторые открывают и по одной в день. К чему это может привести?
Дальнейшее развитие фармритейла в условиях консолидации рынка стало темой для обсуждения на VII Аптечном саммите в Москве.
По рейтингам видно, что доля крупных аптечных сетей увеличивается на рынке. Это отметил модератор дискуссии Александр Кузин, управляющий директор компании "НоваМедика", и попросил прокомментировать этот факт топ–менеджеров нескольких крупных сетей, начав с "онколога нашего рынка", по выражению модератора, человека, который ввел понятие "злокачественная консолидация", — Евгения Нифантьева, генерального директора аптечной сети "Нео–Фарм". По его мнению, понятие "консолидация" сегодня ближе рынкудистрибуции, чем розничному. «В умах производителей остались по сути три дистрибутора — "Протек", "Катрен" и "Пульс". Они за последний год показали существенный рост и увеличение доли рынка", — отметил Е. Нифантьев. А вот у аптечных сетей консолидация идет не так быстро, как на дистрибуторском рынке. Самым простым и правильным путем к консолидации розничного рынка он считает органическое развитие, когда собственник может контролировать этап открытия каждой точки, свою экспансию с точки зрения географии и др. вопросы. Пока консолидации на розничном фармрынке глава "Нео–Фарм" не видит, т.к. лидеры занимают на сегодня порядка 4% рынка каждый, а значительной консолидации можно достичь, преодолев планку в 10%. Он также считает неверным сравнивать процесс консолидации на розничном фармрынке и продуктовом, где сеть магазинов "Магнит" хоть и не достигла этого показателя (занимает 7% рынка), но при этом демонстрирует доходы, сопоставимые с фармрынком в целом (выручка "Магнита" за прошлый год составила порядка 960 млрд руб., объем всего российского фармрынка — около триллиона руб.).
"Любая покупка требует заимствований, любое заимствование нужно отдавать. Никто в нашей стране бесплатно денег не дает. На бумаге окупаемость одна, а по факту другая... Самое главное, это унификация своего бизнеса, у нас две торговые марки — "Нео–Фарм" и "Столички". Любую сеть, которую ты покупаешь, надо подводить к одному из этих двух брендов, иначе получится солянка. И не факт, что, подтягивая или снижая наценку, придешь к той же марже, что была у предыдущего собственника", — пояснил Е. Нифантьев.
Анастасия Карпова, генеральный директор аптечной сети "Доктор Столетов", выступает за органическое развитие, объясняя свою позицию эффективностью этого варианта. С 2014 г., когда сеть взяла в свои руки управление аптеками под брендом "Озерки", количество последних удвоилось, а оборот с 11 млрд руб. увеличился практически до 20 млрд. "Мы делаем это без потери эффективности, у нас выручка в среднем 30 млн руб. в месяц так и осталась", — подчеркнула А. Карпова.
В дискуссии принял участие и представитель дистрибуторского звена — президент ГК "Протек" Вадим Музяев. Он уверен, что консолидация на любом рынке — это нормальное явление для цивилизованного бизнеса. По его мнению, консолидацией в розничном секторе фармрынка можно считать первую десятку аптечных сетей с долей рынка более 50%, производители к таким сетям точно выстроятся в очередь.
Но до сих пор на рынке множество старых проблем и наметившихся новых, среди которых В. Музяев выделил мелкие и средние аптечные сети, которые занимаются переуступкой прав аренды, из-за чего дистрибутор имеет большие проблемы. "Розничная сеть, которая приобретает права аренды, в шоколаде, а дистрибутор там, где и всегда был. Ничего не меняется. Рынок дикий, мы с вами дикие, ассоциации и фармсообщества бездействуют, применяются нечестные конкурентные приемы, против которых надо выступать. Чем быстрее наш рынок станет цивилизованным, тем интереснее будет на нем работать", — сказал глава "Протека". Он добавил, что аптечная сеть "Ригла", входящая в группу компаний, выбрала путь органического развития, открывает порядка 350–400 аптек в год и будет увеличивать эти цифры. "Ригла", по данным модератора дискуссии, даже обогнала по выручке "Магнит" по итогам I полугодия этого года. "У кого большие долги перед "Протеком", мы готовы забрать вас в "Риглу". Вам будет хорошо, и работникам тоже", — обратился к залу В. Музяев.
Есть ли в таких условиях шанс сохраниться на рынке у небольших аптечных сетей? Есть, иногда они даже могут получить преимущество, считает Александр Шишкин, генеральный директор АСНА. Из направлений развития глава ассоциации выбирает слияние и поглощение и объединение независимых аптек (этим и занимается АСНА).
"Уверен, что в ближайшие год-два рынок поменяется. Во главу угла будет поставлено покрытие. Ожидается принятие закона о доставке лекарств. Рынок в большинстве своем уходит в цифровое пространство. Это открывает новые горизонты и совершенно другие пути коммуникации с покупателями... Количество аптек и доля рынка будут напрямую влиять на количество покупателей, которых каждая сеть привлечет на свою сторону и вовлечет в свой бизнес. Здесь, даже имея органический рост, всегда во главе угла будет стоять эффективность, что достигается высоким уровнем интеграции, системы управления, информационных систем", — пояснил А. Шишкин. Он добавил, что АСНА планирует начать следующий год с 5 тыс. аптек и превысить в первом квартале долю рынка в 10%.
Откроются и новые аптеки под брендом "Доктор Столетов" в Санкт–Петербурге. А. Карпова уверена, что ниша премиальных аптек в городе достаточно свободна. В Москве и области появятся аптеки сети "Озерки" (три аптеки уже открыты, до конца года откроются еще три). "В Санкт–Петербурге у нас уже почти исчерпан формат дискаунтера, мы начали развиваться в Ленинградской обл., в каждом городе свыше 30 тыс. человек откроем по одной аптеке, в этом году откроем первую аптеку в Северо–Западном федеральном округе", — поделилась планами А. Карпова.
Е. Нифантьев рассказал, что открывает аптеки в спокойном режиме: за 9 месяцев 2016 г. оборот компании "Нео–Фарм" составил 11,5 млрд руб., 16–17 млрд ожидается к концу года, а в год открывается 100–120 аптек. Сеть растет органическим путем.
И лишь президент ГК "Протек" В. Музяев поразился количеству аптек при уровне покупательной способности россиян, которая значительно снизилась за последнее время. "В общем–то, бизнесом движут две вещи — страх и жадность. Страх, что не вернутся деньги, и жадность, что упускается возможность отгрузить товар", — сказал В. Музяев. Иногда на одну аптеку приходится даже менее полутора тысяч человек, что крайне мало для поддержания доходности аптечной организации. При этом, по мнению главы "Протека", фармацевтика остается единственной отраслью в России, которая никогда не находилась в кризисе. Пожалуй, при таких темпах открытия новых аптек уместен лозунг "Каждому россиянину по аптеке". Вроде бы забавно, но в каждой шутке есть доля правды.