23.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
23.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Фармацевтическая промышленность

Кировский феномен партнерства

На III Ежегодной конференции "Фармацевтический бизнес в России: стратегии развития в эпоху перемен" с докладом "Локализация производства как фактор роста фармацевтического бизнеса" выступил президент компании "НАНОЛЕК" Владимир Христенко.

— Наше производство, — рассказывает Владимир Викторович, — находится в Кировской области. Основные темы, которые мы для себя выбрали, — разработка и внедрение в производство портфеля инновационных вакцин.

Препарат, который мы в начале следующего года выводим на рынок, — инактивированная вакцина против полиомиелита. Это будет первая отечественная вакцина на данном рынке. У нас есть иностранные партнеры, у которых мы приобрели технологию на производство этой вакцины. Это формат номер один.

Второй формат — разработка с нуля с использованием своих сил и ресурсов зарубежных партнеров. Это вакцина против вируса гриппа (культуральная), которую мы разрабатываем на основе культур клеток с помощью американской компании и новосибирского центра "Вектор". Сейчас мы находимся в фазе клинического исследования, но это полностью оригинальный продукт, который мы вскоре будем выводить на рынок.

Третий формат — проект, который реализуется с группой компаний "Санофи Пастер" по системе импортозамещения. Этот мировой лидер в производстве и разработке вакцин является надежным долгосрочным партнером системы здравоохранения Российской Федерации. В 2009 г. произвел инвестиции в первый в России завод полного цикла производства инсулинов и продолжает инвестировать, передавая технологии производства вакцин "Санофи".

В данный момент никто в России не производит комбинированную пятикомпонентную педиатрическую вакцину. Те вакцины, которые есть на рынке, импортируются. И главная вакцина, которая в частном рынке присутствует, это вакцина компании "Санофи Пастер", которая называется Пентаксим (комбинированная для профилактики пяти наиболее опасных детских заболеваний вакцина дифтерии и столбняка адсорбированная, коклюша ацеллюлярная, полиомиелита инактивированная, инфекции, вызываемой Haemophilus influenzae тип b конъюгированная. — Прим. ред.). Таким образом, вместо пяти моновакцин и соответственно пяти уколов, которые дети должны получить по Национальному календарю прививок в 3 месяца, 4, 5 и 6, соответственно, они получат одну комбинированную за одну инъекцию. Молодым родителям эта вакцина очень хорошо известна, и я считаю, что у нее большой потенциал с точки зрения дальнейшего присутствия на этом рынке.

В Национальном календаре профилактических прививок (НКПП) обозначены 12 инфекций (а в американском до 16) и до 22 вакцин, которые получает ребенок до полутора лет. Переход на комбинированные вакцины и снижение инъекционной нагрузки — реальные направления модернизации НКПП. Вот поэтапный трансфер технологии производства начиная с 2015 г.:

  • первый — подписание пакета соглашений о партнерстве;
  • второй — передача ноу–хау технологии производства, контроля качества и трансфер полного цикла производства с использованием субстанции;
  • третий — передача ноу–хау полного цикла производства с использованием антигенов вакцины Пентаксим и других вакцин.

Мы пошли от простого к более сложному. Стратегия развития компании соответствует государственной стратегии импортозамещения в рамках программы "Фарма–2020", а именно: локализация современных препаратов, дальнейшее активное развитие R&D компетенций и разработка собственных инновационных препаратов.

Считаю, что импортозамещение однозначно необходимо. Отрасль здравоохранения и лекарственного обеспечения мегасоциально важны и ответственны, и то количество ресурсов, которое направлено на обеспечение этой отрасли, в т.ч. в нашей стране, колоссально.

Абсолютно ясно, что если наше государство и наши потребители тратят такие средства на приобретение лекарственных препаратов, то, помимо таможенных платежей, которые существуют в случае импорта, в стране должно еще что–то оставаться, прежде всего, в сознании работающих в этой индустрии. Мы свой выбор сделали с ориентацией на партнерство и создавали свою команду (280 человек) для производственного контакта с крупнейшими мировыми компаниями, такими как "Санофи Пастер".

Педиатрические вакцины — это абсолютно rocket science (нечто сложное, требующее неординарных умственных усилий. — Прим. ред.) с точки зрения фармацевтики, подходов, контроля и качества, и мы это понимали, когда создавали свое производство, инвестировали в него, систему качества, создание команды.

Руководство "Санофи Пастер" также прекрасно понимает: чтобы иметь существенный бизнес в такой социально значимой области, как здравоохранение в России, надо работать. И компания доказала, что она готова и способна передавать технологии, которые реально здесь в России оживают. Ими реально занимаются российские специалисты, которые каждый день трудятся на нашем предприятии "НАНОЛЕК".

И даже если эти люди завтра уйдут на другое производство, то все равно они уже будут обладать тем самым сакральным знанием, необходимым для качественного производства. Это глобальная индустрия с глобальными инвестициями и, к сожалению, ни одна российская компания на данный момент не способна конкурировать с реальной иностранной Бигфармой. Ведь только имея доступ к глобальному рынку, можно делать адекватные инвестиции, чтобы в будущем их соответствующе окупать и инвестировать дальше еще и еще. Наш рынок пусть небольшой, но вполне значимый, интересный, концентрированный, с массой ресурсов, и поэтому иностранные компании заинтересованы в нем.

Но кто–то из них готов отдавать технологии, инвестировать, а кто–то не готов. Мы же готовы учиться у западных партнеров, чтобы и в будущем разрабатывать свои инновационные препараты, — даже если это пока узкая ниша, не замеченная Большой фармой, с которой трудно конкурировать.

Итог. Нам как компании важно видеть свой путь развития не на год, даже не на пять лет, а на более долгую перспективу. Крепкая поддержка настоящего партнера, такого как "Санофи Пастер" и его генерального директора Тибо Кроснье Леконта, поможет преодолеть все кризисы и построить долгосрочные планы.

-----------

Нанолек_лого
НАНОЛЕК — российская биофармацевтическая компания с собственным высокотехнологичным производством полного цикла по стандартам GMP, которая специализируется на выпуске импортозамещающих и инновационных лекарственных препаратов как собственной разработки, так и созданных с привлечением международных партнеров, с фокусом на профилактику и терапию социально значимых заболеваний.
-----------

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики фармацевтическая промышленность:
Кирилл Зайцев: фармация и химпром ведут экономику вперед

Времена меняются, одна эпоха сменяет другую, но стратегические задачи и основные ценности остаются прежними: в любой обстановке человеку нужны здоровье и знания. Поэтому отечественные фармацевтические предприятия продолжают наращивать производственные мощности и поддерживают повышение квалификации своих сотрудников.

"Фарма–2030": акцент на инновации

Итоги "Фармы–2020" показали, что в части импортозамещения, производства дженериков все получилось. Но с выпуском инновационных препаратов возникли сложности, потому что на каком–то этапе бюджетное финансирование клинических и доклинических исследований было приостановлено, а средства перенаправлены на другие мероприятия программы.

Для лекарственной безопасности — свои субстанции

Проблема производства отечественных фармсубстанций активно обсуждается еще со времен пандемии ковида, а последние события подтолкнули производителей на поиск альтернативы импортному сырью для выпуска лекарств.

Лекарственное обеспечение: внутренние резервы

Изучение потребности регионов и планирование закупок приобретает новый смысл. Сам рынок не справляется с лекарственным обеспечением по нескольким причинам.

R&D: Прорывная повестка

Представители отечественных фармацевтических компаний обсудили тенденции и проблемы инновационного развития российского фармпрома и рынка R&D в нашей стране. По прогнозам аналитиков, рост мирового рынка клинических исследований составит 4-6%.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция