22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
22.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок

Не потерять главное — качество оказания помощи пациенту

На левом берегу реки Дон, в Воронежской области, расположен небольшой город Павловск. Сегодня мы познакомимся с одной из аптечных организаций города — "Фарммед", сетью, состоящей из двух аптек.

В 2021 году малая аптечная сеть отметила 25–летие. Несмотря на активную экспансию крупных сетей, горожане знают и любят посещать именно "Фарммед".
Что помогло выстоять, несмотря на серию кризисов? Как оставаться узнаваемыми, непохожими на те современные стереотипы, которые лишают фармацию самого главного — индивидуальности?
На вопросы МА отвечают директор аптечного учреждения Олег Петрович Пойманов и бухгалтер Наталья Ивановна Кошолапова.

Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось тогда — 25 лет назад, что было самым сложным и самым интересным на старте?

Пойманов Олег

О.П. Пойманов: Наша аптека "Фарммед" стала первой коммерческой аптекой в городе Павловск — на заре предпринимательской деятельности. В то время ИП и ЧП (индивидуальных и частных предпринимателей) было совсем мало. Оставаясь верными чувству коллективизма, советские люди в большинстве своем предпочитали создавать предприятия в форме ООО или ЗАО с несколькими учредителями.

Кроме того, из–за нехватки денежных средств, отсутствия помещения и оборудования потребовались учредители, располагающие данными ресурсами.

По этой причине и был выбран такой организационный формат, как ЗАО МП (МП — это не муниципальное, а медицинское предприятие; изначально была задумка создать медицинский центр). Уверен, что этот этап с участием нескольких учредителей проходили почти все сегодняшние предприниматели, начинавшие свое дело в девяностые.

Идея создания аптечного предприятия принадлежит Григорию Владимировичу Розенблату. До того, как начать фармацевтическую деятельность, он работал на санитарно–эпидемиологической станции. К сожалению, Григорий Владимирович рано ушел из жизни...

Наш коллектив особенно благодарен и Надежде Алексеевне Бережной, и Ольге Алексеевне Ростовской. Их вклад на старте нашего развития был просто неоценим.

Кошолапова Наталья

Н.И. Кошолапова: На начальном этапе было довольно сложно, но и интересно. Да, опыта у нас не было никакого. Зато мы учились, ошибались — и двигались вперед. Сначала у нас была одна аптека, со временем открывались аптеки и в других районах. В одно время у нас было 10 аптечных пунктов, и они занимались не только розничной фармацевтической деятельностью, но и оптовой продажей медикаментов больницам. Мы снабжали инсулином все районы Воронежской области. Сложность работы заключалась в том, что учет еще не был автоматизирован. Накладные отписывали и таксировали вручную.

Это сейчас заявка делается в одной программе. А раньше каждый поставщик ставил свою модемную программу, плюс бумажные прайс–листы на множествах страниц. И нужно было среди десятка оптовиков выбрать необходимые препараты с приемлемыми ценами.

Сейчас, как и ранее, мы стараемся сохранить лидерство среди местных аптечных организаций...

А что именно помогает сохранять лидерство?

Н.И.: Поясню на примере нескольких направлений нашей работы. Во–первых, у нас очень большой ортопедический отдел, включающий детскую обувь. Во–вторых, мы одни из первых в нашем районе внедрили систему накопительных карт — а с учетом нескольких кризисных лет возможность накопительной скидки очень важна для покупателя–пациента. В–третьих, работать с маркировкой мы начали еще в период эксперимента. Это помогло нам справиться с ситуацией, которая возникла после 1 октября 2020 года. Помните то время, когда многие аптеки были не готовы к маркировке — и начался серьезный дефицит препаратов?

Мы работали без перебоев и в наших аптеках дефектуры не было.

За это очень хотела бы выразить благодарность нашим верным менеджерам НПК "Катрен", ООО "Гранд Капитал" и ООО "Органика". Наши многолетние честные партнерские отношения сыграли значительную роль.

А еще в мае этого года одна из наших аптек стала победителем конкурса в номинации "Лучшая аптека" по признанию покупателей.

Как считаете, есть ли особая специфика у аптечной деятельности в небольшом городе?

Н.И.: Специфика работы в маленьком городе, конечно, отличается от работы в крупных городах. Здесь все знают друг друга в лицо. У некоторых покупателей даже появляются "любимчики" — в хорошем смысле этого слова. Ты приходишь в "свою" аптеку к "своему" специалисту–фармацевту. За годы общения он знает о тебе иногда больше, чем врач. И поэтому может увидеть те моменты, которые невозможно разглядеть при разговоре с еще незнакомым посетителем, и вовремя обратить на них ваше внимание.

В несетевых аптеках работать, конечно, сложнее, чем в аптечных сетях. Ведь ни для кого не секрет, что в крупных аптечных компаниях трудится целый штат специалистов. Здесь и юристы, и программисты, и сотрудники других направлений. Они оперативно решают целый ряд организационных вопросов, направляют в аптеки алгоритмы действий в тех или иных ситуациях... Плюс ко всему, посетителя им привлекать не нужно. "Ценовые войны" и тактика "выжигания земли" — тоже ни для кого не секрет.

Мы же все решаем сами, сами разрабатываем инструкции и т.д. Поэтому считаю, что специалисты несетевых аптек — это специалисты широкого профиля.

Есть мнение, что проверочные мероприятия независимой аптеке (как и малой аптечной сети) выдержать, напротив, сложнее. Как считаете, что наиболее важно при подготовке к ним?

Н.И.: К проверкам нам не привыкать. Мы же работали в то время, когда лицензии были не бессрочные! И каждые пять лет каждую нашу аптеку готовили к лицензированию. Так что мы прошли хорошую школу самоинспекции.

Есть такая пословица: "Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят". Если грамотно выстроить цепочку работы, а затем ее поддерживать, сложностей не особенно много.

Но, конечно, нужно обратить особое внимание на хранение медикаментов. Каждая деталь этого процесса исключительно важна: от качества лекарства зависит результативность лечения и безопасность пациента.

Обязательно должна быть в порядке и вся аптечная документация.

Ведение отчетности с 2020 года значительно изменилось, и причиной стало прекращение действия ЕНВД для организаций, работающих с маркированной продукцией. Что изменилось для вашего аптечного учреждения при отмене единого налога?

О.П.: Порой возникает ощущение, что на нас ставят эксперимент... Слишком серьезно влияние различных нововведений на работу аптечных организаций: и маркировка, и отмена ЕНВД — наглядные тому примеры.

Работа с маркированной продукцией — это увеличение времени приемки, вследствие чего приходится менять штат (в первую очередь, принимать сотрудника, который будет заниматься исключительно приемкой). Кроме того, необходимо было закупить новое оборудование для работы с "Честным знаком" и полностью изменить программное обеспечение.

Новая система налогообложения также расширила штатное расписание, которая привела многие аптеки к необходимости брать в штат бухгалтера. А при едином налоге соответствующий учет мог вести руководитель.

Н.К.: Думаю, ЕНВД мы будем вспоминать как сказку. Основные трудности возникли при организации бухгалтерского учета для нового режима налогообложения, потому что аптеки — это определенная специфика с большой номенклатурой различной продукции, лекарственной и нелекарственной. Кроме того, толкового программиста, работающего с 1С, в нашем городе найти было очень сложно.

На настройку учета ушел почти год. Налоги увеличились в среднем в три раза. О какой рентабельности можно сейчас говорить?

Что будет дальше — покажет время. В недавних публикациях деловых изданий сейчас обсуждается проект нового налогового режима для малого бизнеса. Так что надежда на лучшее остается.

Да, в минувшем году закрылось очень много малых предприятий. Часть этой печальной статистики — более 4 тысяч независимых аптек, прекративших в 2020–м свою деятельность.

Н.И.: Думаю, что к середине 2022–го года цифра будет еще больше. Потому что с введением маркировки были изменены основные рабочие процессы. Не каждая небольшая самостоятельная аптека может выдержать еще одну ставку — сотрудника для оприходования фармпродукции.

Да, еще и онлайн–кассы с периодичностью их "донастройки": то замена фискальных регистраторов, то различные обновления...

О.П.: Опасность мне видится еще и в том, что сейчас могут разрешить приобретать лекарства в обычных магазинах. Делать этого нельзя по многим причинам, главная из них — необходимость консультации специалиста. Не просто так для аптек принимали стандарты НАП, человеческий фактор тоже никто не отменял! Многие люди получают в аптеке не только лекарственные препараты и не только профессиональные рекомендации по правилам их приема. Они получают моральную поддержку и участие, особенно необходимые человеку, когда возникают проблемы со здоровьем.

В погоне за оптимизацией, желанием слепо копировать зарубежный опыт мы можем потерять главное — качество оказания помощи пациенту. Как медицинской, так и фармацевтической. Даже если она подробно описана в СОПах и других необходимых документах.

Что считаете главным в общении с посетителем-пациентом? На чем основывается грамотная фармацевтическая консультация?

Н.И.: Нашу профессию нужно просто любить. Самое главное, чтобы она была для тебя интересна. А покупателя–пациента нужно уметь слушать, искренне проникаться его проблемой. Необходимо ясное понимание того, что люди приходят непосредственно к Вам за помощью.

Торговый зал аптеки

И здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста первого стола. От того, насколько грамотно он проконсультирует посетителя, зависит самое главное — захочет ли человек вернуться еще и еще раз. Доверие формируется изо дня в день, а вот потерять его можно в один момент, даже из-за маленькой неточности.

На какие знания и навыки обращаете особое внимание в процессе обучения фармспециалистов?

Н.И.: Главное, чтобы было стремление к знаниям, желание как можно лучше владеть своей профессией и осознание того, что ты работаешь в коллективе. А коллектив — это одно целое.

Как помогают в работе профессиональные объединения, в том числе СРО АСНА?

О.П.: Есть поговорка, употребляемая в случае полного порядка, — "как в аптеке". Соблюдение такого порядка и его поддержка требуют постоянного контроля со стороны фармацевтов, провизоров и заведующей аптекой. А еще нужно постоянное обучение, которое организовано сейчас по новым требованиям – дистанционно под личную персональную ответственность.

Когда АСНА на партнерской основе помогает проводить внутренний аудит аптеки по правилам надлежащей аптечной практики, это дает нам ценнейшую возможность вовремя выявить недостатки и устранить их, уточнить новые требования. Партнерская проверка — как добрый совет грамотного человека. Он всегда нужен.

Например, в 2019 году в ходе одной из проверок Росздравнадзора юристы саморегулируемой организации помогли нам грамотно составить судебное возражение, позволившее снять вопрос со стороны контролирующего органа и подтвердить, что аптека действовала в рамках законодательства.

Благодаря поддержке ассоциации все–таки с нами остается надежда, что мы справимся.

Н.И.: В Ассоциации мы состоим всего два года, но за этот небольшой промежуток времени они нам очень и очень помогли. Это высококвалифицированный коллектив, который всегда приходит на помощь, а также мы имеем возможность получать массу полезной и нужной информации. На мой взгляд, несетевым аптекам обязательно нужно вступать в профессиональные организации, особенно в настоящее время, когда можно не уследить за всеми изменениями в законодательных нормативных актах.

А какие льготы и меры поддержки, на Ваш взгляд, необходимы сейчас для фармации, чтобы положение аптеки стало хоть немногим легче?

Н.И.: Снижения налоговой нагрузки для аптечных организаций нужно добиваться обязательно! Необходимо уменьшить и банковский процент за эквайринг — он слишком велик... Далеко не каждая аптека может его выдержать.

Как оцениваете сервисы по доставке и онлайн–бронированию лекарственных препаратов? Развиваете ли это направление?

Н.К.: Хотим мы этого или не хотим, но традиционный отпуск товара покупателю сегодня потеснила онлайн–торговля. Процесс этот активно затронул и аптеки. Правильным такой подход не считаю. Но сейчас нам приходится сотрудничать с подобными сервисами, которые развернули крупные дистрибуторы. На вопрос о рентабельности этой работы ответ отрицательный: наценка у таких сайтов минимальная.

В заключение нашего разговора хотела бы спросить о ближайших планах развития аптечной организации...

О.П.: Мы, как и раньше, стремимся идти в ногу со временем, не дожидаясь, когда оно, это время, заставит перестроиться.

Сейчас для нас, как я думаю, и для многих других малых аптечных сетей и единичных независимых аптек, главная задача — удержаться на плаву.

Н.И.: Мы исходим из реалий — не растерять то, чего добились. Очень хочу пожелать сотрудникам наших аптек и всех аптечных организаций в нашей стране самого главного — здоровья. Они, как никто, знают, что купить его невозможно. Особенно сейчас, в сложившейся непростой обстановке. А еще уметь терпеть, не терять надежду и видеть свет в конце тоннеля.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи рубрики фармрынок:
Лекарства онлайн: свобода выбора

Дистанционным заказом лекарств в нашей стране пользуются более трети ее населения. За десятилетие рынок e-com вырос с нуля до 13%. И в нем, как и во всем фармрынке, столкнулись две противоположности, которые необходимо совместить, — коммерческая выгода и социальная ориентированность.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Онлайн-опрос: проблемы фармацевтов России

Компания «Алцея» провела онлайн-опрос среди фармацевтов, который был призван выяснить, с какими проблемами они сталкиваются в своей работе и как фармацевтические компании могут помочь в их решении.

Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Специализированные
мероприятия