17.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
17.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

О развитии фармрынка в современных условиях

Нестабильная геополитическая обстановка, колебания курса валют, поиск новых логистических маршрутов и уход некоторых иностранных компаний — все это за последние полтора года влияет на фарму не в лучшую сторону. Однако отрасль даже в столь сложных условиях сумела адаптироваться и рынок продолжает развиваться.

Государственный сегмент сдает позиции

По словам генерального директора AlphaRM Анны Ермолаевой, динамика фармацевтического рынка России, включая БАД, медизделия и прочий ассортимент, составляет 1701 млрд. рублей и 5,28 млрд. упаковок. Розничный сегмент растет, тогда как доля госзакупок незначительно снизилась. Снижение в упаковках, во многом вызванное уменьшением потребления и тем, что упаковки становились крупнее, приостановилось и даже показало рост в 1%. Эксперт отмечает, что в упаковках 88,9% препаратов было приобретено за счет потребителя.

Ермолаева Анна

Розничный сегмент рынка составляет 63,6% в рублях. Его спад связан с несколькими факторами: стартом национальных программ, например, по борьбе с онкологией, программ вакцинации, профилактики и по восстановлению после коронавируса.

Государственный сегмент, основной задачей которого остается обеспечение бесперебойной поставки препаратов, особенно льготным категориям граждан, перестает быть основным драйвером роста рынка, поскольку влияние коронавируса на его развитие значительно снизилось, а региональные программы больше не требуют дополнительных вложений.

Благодаря данным из онлайн-касс и анализу потребительской корзины выяснилось, что наши граждане уделяют больше внимания профилактике заболеваний, особенно простудных – больше покупаются витамины и противовирусные препараты. Что касается БАДов, то они активно продаются не только в аптеках, но и на маркетплейсах, однако их успешная реализация последними будет зависеть от того, насколько торговые площадки готовы к их маркировке, и готовностью производителя рискнуть, отдав больший объем продукции онлайн-каналам, а не аптечным сетям.

Доля локализованных препаратов составляет почти 45% в рублях. Выросла средняя стоимость упаковки: сегодня у отечественных препаратов она составляет 191 рубль, у иностранных — 415 рублей, а среднее значение — 270 рублей. Это связано с укрупнением упаковки, изменением ассортимента и структуры потребления.

Уход препаратов с российского рынка, которого опасались в прошлом году, действительно наблюдается, однако его масштабы не выходят за рамки привычного — освободившаяся ниша быстро заполняется новыми брендами. Основными причинами покинуть рынок стали ценообразование на ЖНВЛП, волатильность курса валют и проблемы с логистикой.

По итогам 8 месяцев нынешнего года, в России работает более 76,6 тысяч аптечных учреждений. Сетями-лидерами, как и в предыдущие годы, остаются "Апрель", "Имплозия" и "Ригла". Больше всего точек в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ростовской области и Краснодарском крае.

Аптечная розница поддерживает отечественное

Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева отмечает, что динамика фармрынка уступает росту оборота розничной торговли. В прошлом году наблюдалось снижение поставок иностранных препаратов в упаковках, но сейчас все вернулось к нормальному соотношению. Также в страну завозили больше фармсубстанций, правда, сейчас их количество уменьшилось. Рынок снижается за счет госзакупок, однако розница перешла из отрицательных показателей к уровню восьми месяцев прошлого года и составляет 21%. Значимость аптечного сегмента в потреблении лекарств выросла до 63,3% в структуре общего лекарственного обеспечения.

Нечаева Юлия

Снижение госпитальных объемов в основном произошло за счет "исключения" из закупок препаратов против коронавируса. Рост государственного сегмента возможен либо благодаря новым программам, либо из–за увеличения существующих, к примеру, на региональном уроне повысилось финансирование лечения орфанных заболеваний.

Что касается препаратов, то доля иностранных лекарств выросла за счет государственного сегмента, а отечественных — за счет розничного, на это повлияло увеличение лояльности потребителя. Аптеки поддерживают продажи в т.ч. снижением наценки, в прошлом году она составляла 24%, в нынешнем — 21-22%. Инфляция на ЖНВЛП приблизилась к 4%.

В целом рынок сравнялся с показателями прошлого года и с мая растет двузначными темпами в рублях и натуральном выражении. Свою роль в этой тенденции сыграл рост продаж рецептурных препаратов в рублях, вызванный тем, что запасы таких лекарств, сделанные потребителями в марте 2022 года, закончились. По предварительным прогнозам, рост рынка в 2023 году может составить от 4 до 8%, а в среднем предполагается 6%.

Цены должны меняться

В нынешних условиях, когда отрасль стремится к независимости от импорта и технологическому суверенитету, компаниям важно и создавать новые препараты, и обеспечивать выпуск старых в должном объеме. Какие препятствия возникают на этом пути, чем может помочь государство в их преодолении?

Валиев Артур

Артур Валиев, генеральный директор Sun Pharma, считает главным приоритетом для Минздрава дать возможность как можно быстрее выйти на рынок альтернативам ушедших препаратов. Сделать это можно с помощью разовых мер, либо изменив законодательство. Другой актуальный вопрос — ценообразование. Постановление Правительства РФ №1771 дало возможность получить разовое повышение цен на ЖНВЛП, если препарат дефектурный или находится в группе риска по дефектуре. Но заявленные производителем объемы могли быть не выполнены по объективным причинам, например, когда не удалось своевременно получить субстанцию.

Кроме того, порой регулятор отказывает в том, чтобы подтвердить эти цены и сделать их постоянными. По мнению Артура Валиева, базовая методика расчета цен не принимает во внимание препараты, цены на которые были зарегистрированы до 2014 года. Лекарства, вышедшие на рынок после этой даты, оказывались дороже, и сейчас лексредства низкого и среднего ценового сегмента не выдерживают конкуренции из-за резкого роста цен на импортные фармсубстанции. Именно поэтому необходимо менять систему ценообразования с учетом ситуации на рынке.

Еськин Сергей

Директор по развитию ФК "Пульс" Сергей Еськин подчеркивает, что помимо вышеуказанных сложностей на выпуск медикаментов и их стоимость влияет подорожание логистики. По его мнению, важно не упускать из виду и кадровую проблему. Так, в области логистики наблюдается нехватка водителей, а в аптеках — сотрудников "первого стола", чей уровень зарплаты бывает ниже, чем у неквалифицированных специалистов из других областей, поэтому нужна его корректировка.

Дмитрий Кудлай, вице–президент по внедрению новых медицинских технологий "Генериум", член-корр. РАН, считает, что для выпуска новых препаратов компаниям необходимо уделять внимание исследовательским группам и интересоваться инновационными методами лечения, например, регенеративной медициной и клеточной терапией. При этом нельзя забывать, что в данных областях требуется много регуляторной и финансовой работы, поскольку часть технологий не относятся к закону об обращении лекарственных средств (№61-ФЗ). Отслеживание законотворческой деятельности дает возможность доступа к терапевтическим методам, которые только появляются. Помимо регуляторики и финансирования остается открытым и кадровый вопрос — квалифицированных специалистов для создания инновационных препаратов и технологий мало, и в связи с этим компании налаживают сотрудничество с вузами и участвуют в разработке учебных программ.

По материалам XV Международной конференции "Что происходит на фармацевтическом рынке? Стратегии достижения технологического суверенитета"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция