08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Об одном из примеров быстрого и результативного развития в периоды турбулентности рассказывает наш собеседник — Денис Лубов, директор по маркетингу и рекламе фармпредприятия Renewal ("ПФК Обновление").

Лубов Денис

За последние полтора года ситуация на фармацевтическом рынке сильно изменилась. Денис, расскажите, пожалуйста, с какими новыми вызовами пришлось столкнуться отечественным фармпроизводителям — и "ПФК Обновление" в частности?

— Российский фармпром за последние полтора года сталкивался с рядом проблем: приобретением высокотехнологичного оборудования за рубежом, покупкой и логистикой фармацевтических субстанций и другого сырья. Однако не стоит думать, что этих трудностей не было ранее: ко многому нас уже подготовила пандемия новой коронавирусной инфекции, и с означенными задачами представители фармотрасли по большей части научились справляться.

Прекращения деятельности зарубежных фармацевтических компаний, вопреки ожиданиям, также не случилось — все отраслеобразующие предприятия по-прежнему функционируют и реализуют свою продукцию. Напротив, надо отметить, что конкуренции в отрасли не становится меньше. Она только растет: каждый участник стремится укрепить свои позиции, увеличить рыночную долю на фоне стагнирующего рынка. А в целом на вызовы, с которыми сталкиваемся, мы смотрим как на открывающиеся возможности и ценный опыт.

Какие "точки роста" для отечественных фармпредприятий Вы видите в сложившихся условиях?

— Позвольте пояснить на нашем примере: снижение рекламного давления со стороны зарубежных компаний позволяет добиться более высоких коммуникационных и маркетинговых показателей бренда Renewal. Речь, в первую очередь, идет о стратегии продвижения, направленной на формирование покупательского выбора еще до похода в аптеку, что особенно важно в ситуации с дженериками.

Для нас прошедшие полтора года были довольно успешными: все это время мы активно расширяли портфель выпускаемой продукции и наращивали объемы производства, что позволило сохранить темпы роста. Так, за минувший год мы ввели в обращение порядка сорока новых препаратов, а до конца года текущего их число увеличится еще на 50–60 наименований.

Производственная линия Reneval

Начиная работать с новым для нас лекарством, мы сотрудничаем с двумя-тремя поставщиками сырья одновременно. У нас сложились хорошие деловые отношения с партнерами по всему миру. В то же время некоторые фармсубстанции производим самостоятельно — в большинстве случаев, для оригинальных препаратов. Например, для препарата "Энтерумин".

Кроме того, мы открыли цех по переработке фармсубстанций, где доводим данные активные ингредиенты до фармакопейного качества. В месяц перерабатывается до 70 тонн.

Действительно, впечатляюще! Какими результатами, достигнутыми за этот период, Вы также гордитесь?

— Отличными коммуникационными показателями. По итогам 2022-го по узнаваемости (top-of-mind) Renewal занял 9-е место в рейтинге торговых марок, по узнаваемости (по логотипу) — 7-е место, по узнаваемости (по дизайну) — первое место, по приоритетности выбора покупателя (среди МНН-дженериков) — второе место. В первом полугодии текущего 2023 года положительная динамика сохраняется, о чем планируем подробнее рассказать в ближайшее время.

Конечно же, не забываем о самом главном – о научном направлении. Не так давно мы открыли универсальный центр фармразработки — это наш самый крупный инвестиционный проект. Благодаря ему создание и внедрение лекарств "ставятся на поток". Сегодня идет работа более чем над 150-ю наименованиями в различных лекформах. Среди них есть и оригинальные препараты.

Планируете ли увеличивать долю инновационных лекарств в своей производственной номенклатуре?

— Наша миссия — повышение доступности фармакотерапии для всех групп населения, поэтому основу лекарственного портфеля будут и далее составлять дженерики. Главное для нас: любой покупатель–пациент должен найти тот самый препарат, который поможет ему в восстановлении и поддержании здоровья. На текущий момент не осталось ни одной АТХ–группы широкого применения, где не было бы медикаментов марки Renewal.

Планируем расширять также географическое присутствие: в течение текущего и будущего года намечена работа по приведению регудостоверений производимых нами препаратов в соответствие с евразийскими нормами. Когда данная задача будет выполнена, сможем масштабно развивать сотрудничество со странами ближнего зарубежья.

Да, формирование фармацевтического пространства ЕАЭС — процесс очень важный. Интересно ли вам сейчас еще одно обсуждаемое сегодня направление – офсетные контракты на производство тех или иных лекарств?

—Скорее, да, но по остаточному принципу.

Как оцениваете основные принципы развития современной фармотрасли в целом — в том числе задачи, поставленные в принятой недавно стратегии "Фарма-2030"?

— Стратегия сформулирована в общих чертах и основной своей целью ставит примерно двукратное увеличение выпуска отечественных лекарственных препаратов. Учитывая, что за последние десять лет инфляция в РФ составила порядка 90%, данная цель не кажется чем-то требующим сверхусилий от участников фармотрасли. Дополнительным фактором, благоприятствующим достижению поставленной планки, является снижение "промоционного" давления со стороны зарубежных компаний, что в среднесрочной перспективе будет приводить к переключению покупателя-пациента на отечественные аналоги.

Фармсубстанции

А вот в той части стратегии, которая наметила выход отрасли на самообеспечение фармсубстанциями, необходимо понимать, что существует фактор масштаба производства. Чтобы эффективно выстраивать производство субстанций, одного, даже крупного внутреннего рынка, недостаточно. Свидетельством тому являются Европа и США, которые практически свернули химическое производство и импортируют сырье — преимущественно из Китая и Индии.

Если говорить о развитии фармотрасли как целого, то какие инструменты господдержки Вы находите наиболее продуктивными?

— Среди наиболее результативных мер отметил бы долгосрочные субсидируемые кредиты на капитальное строительство, модернизацию производства и НИОКР. Эти задачи — ключевые для фармпромышленности и лекобеспечения пациентов и потому требуют достаточного подкрепления.

Статьи подрубрики бизнес-портрет:
О новых препаратах нужно размышлять уже сейчас

Эксклюзив

Об аптечном производстве говорят сейчас много, но воз и ныне там. Компания «Р-Фарм» показала, что производственная аптека способна не только изготавливать индивидуальные препараты, но и активно участвовать в создании оригинальных разработок. Почему был выбран этот подход — и чем он полезен рассказывает директор департамента экономики здравоохранения ГК «Р-Фарм» Александр Быков.

Юлия Мартюшева: Собственник выбирает формат управления

В фармрознице часто звучит мнение о новом толчке в развитии франшизы, обусловленном, в частности, предстоящей налоговой реформой. Маркетинговый союз независимых аптек «ПроАптека» заинтересовался этим направлением несколько лет назад, но затем трансформировал идею в проект глубокой интеграции. О нем рассказала директор по развитию «ПроАптеки» Юлия Мартюшева.

Фармлогистика: кризисы стимулировали ее развитие

Фармацевтическая логистика — это мост, соединяющий участников отрасли для выполнения задачи лекарственного обеспечения. Внимание к отечественной фармлогистике продолжает расти в связи с обходом международных транзитных узлов. О роли логистического направления в фармотрасли и главных тенденциях в его развитии рассказывает Гарольд Власов, управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic.

Настало время отечественных фармкомпаний

В текущем году фармацевтическая компания «Здоровье Health» (ООО Фирма «Здоровье») празднует свое 35-летие. За эти годы она завоевала репутацию надежного российского производителя, в штате которого работает порядка 200 сотрудников, а в продуктовом портфеле более 250 наименований лекарственных препаратов и БАД на основе лекарственных трав, выпускаемых под брендом «Здоровье Health». 

Андрей Горшков: мы научились работать и в новых условиях

Иногда кажется, что все решает начало: заданная на старте траектория останется единственно возможной и через пять, и через десять, и через двадцать лет, а любые другие направления развития едва ли будут доступными.