25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Общение фармацевта и потребителя: дистанционная торговля ЛП

В преддверии грядущей легализации дистанционной торговли с 1 января 2017 г. одной из самых обсуждаемых участниками фармрынка тем является определение возможностей и рисков от данного нововведения.

Не обошли ее стороной и участники ежегодной международной конференции "Стандарты качества фармацевтической логистики", которая состоялась в ноябре в Москве.

Планируется, что в конечном итоге от легализации дистанционной торговли выиграет потребитель, а стало быть, такая форма общения фармацевта и заинтересованного лица имеет право на существование, о чем свидетельствует внесение соответствующих поправок в ряд законодательных актов, как то Федеральный закон №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон №149–ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", КоАП.

Свое мнение об интернет–торговле высказал директор департамента внешних связей АР "Нижфарм" Stada CIS Иван Глушков:

Глушков_бел
— В дистанционной торговле мы как любая крупная производственная фармкомпания, задумывающаяся о будущем, весьма заинтересованы. Во всю эту цепочку товарно–денежных отношений от производителя через дистрибуторов/логистов, к аптечной сети до конечного потребителя отлично вписываются интернет–заказы. Для производителя такой способ торговли не является дополнительным стимулятором роста продаж, это возможность отследить, как разумнее и выгоднее тратить свои деньги на рекламу, на интернет–площадках в том числе. Кроме того, дистанционная торговля — еще одна попытка для производственных фармкомпаний найти ассиметричный ответ возрастающей роли аптечных сетей. Очевидно, что те будут продолжать консолидироваться и выставлять производителям все возрастающие счета. Отсюда следует, что дистанционная торговля — еще один альтернативный вариант на пути к клиенту. Как любое нововведение, дистанционная торговля имеет не только сторонников, но и противников, которые аргументируют свою позицию сомнением в обеспечение надлежащего контроля за деятельностью интернет–аптек.

Директор по развитию АО НПК "Катрен" Анатолий Тенцер в оценке развития дистанционной торговли ЛП более категоричен, потому как проект компании Аптека.ру существует уже не один год и можно уже анализировать, принимая во внимание возникающие в работе нюансы:

Тенцер_Катрен
— Делая заказ на сайте, покупатель отправляет информацию о своем желании купить товар в выбранной им аптеке, т.е. товар продает непосредственно сама аптека, но… потребитель жаждет большего.

Возникают вопросы, которые требуют решений, подтвержденных законодательно. 

√ Разрешить дистанционную торговлю, аргументы "за":

  • во всем мире разрешено;
  • больные не имеют возможности дойти до аптеки;
  • для пользователя интернет-аптеки удобны;
  • повышает доступность медикаментов.

√ Для кого создаются интренет–аптеки?

Мы нарисовали портрет нашего клиента. Это отнюдь не тяжелобольные бабушки, лишенные сил и возможностей дойти до аптеки. Согласно статистике, пользователь нашего сайта — человек молодой, активный, вполне обеспеченный, ему элементарно не хватает времени. Понятно, что под бабушку с ее дешевыми заказами никто не будет делать интернет–проект. Его спонсоры — знакомые всем интернет-компании. Жизнь доказала, что мошенники, торгующие контрафактом, при большом стечении народа, при условии недоступности аптек, существуют. Бороться с ними нужно, противопоставляя законопослушную интернет–торговлю, выгодную потребителю.

В Интернете все проекты делятся на две категории: большие и далекие. Мелкий сайт не делает продаж, маловероятно, что он будет найден на бескрайних просторах Сети, только по чистой случайности. Возникает вопрос: может ли средняя аптека или аптечная сеть позволить себе раскрученный сайт, который будет конкурентным профессиональным игрокам, таким как "Яндекс", "Озон" и др. Интернет–компании будут драться в погоне за прибылью, они не разделяют ценностей фармрынка, для них дистанционная торговля лекарственными препаратами — еще один способ зарабатывания денег. Стандартная модель состоит в том, чтобы контролировать аудиторию, стандартизировать услуги, всех игроков, по возможности, загнать на свою площадку и получать комиссии. Продавцам деваться некуда, когда они все толкутся на одной площадке, со сравнением цены.

√ Что будет с продажами?

Объем рынка не вырастет. Благодаря тому, что медикаменты станут доступны в Интернете, их больше покупать не станут. Прибыль перетечет интернет–компаниям. Рынок поделят несколько крупных компаний, этот вывод основан на общей логике развития интернет–рынков.

√ Как контролировать дистанционную торговлю?

Для традиционной аптеки главное — наличие стационарного помещения. Хорошо поставленная точка рентабельна, плохо оборудованная точка прибыли не даст. Помещение обычной аптеки спрятать нельзя, лицензия "привязана" к помещению. Работать без лицензии — дорогого стоит. Oфлайн–аптека не должна быть каналом сброса недоброкачественной продукции.

В интернет–аптеки никто не ходит. На любой промзоне можно "отлицензировать" комнату, формально соответствующую требованиям аптеки. Главное для интернет–аптеки — сайт. Сайт никто не лицензирует, его можно с большим трудом закрыть через суды. Даже, если нарушителя "вычислил" Минздрав, он ему ничего сделать не может.

Росздравнадзор как контролирующий орган должен точно разделять: этот сайт легальный — он живет, тот — нелегальный, неаккредитованный — его надо закрыть.

Как разобраться и не ошибиться потребителю, который, может, болеет раз в полгода, с множеством предложений в Интернете? Какой сайт проверен Минздравом, какие лекарства лицензированы, какому интернет–источнику верить? Когда здоровье "поджимает", человек просто открывает первую попавшуюся страницу и делает заказ.

√ Для кого важна аккредитация?

Мошенники вряд ли станут стремиться к ней. Но каждая законопослушная интернет–аптека должна понимать важность внесения в реестр аккредитованных сайтов. К примеру, во Франции интернет–аптека не может осуществлять фармацевтическую деятельность без включения в реестр. Что собой представляет этот документ? Ведет его либо Минздрав, либо саморегулируемая организация, которая проверяет владельца сайта и его содержание на соответствие требованиям, предъявляемым к аптекам. Контролирующие организации вносят заключение в госреестр. Деятельность интернет–аптеки, упоминание о которой отсутствует в госреестре, надо прерывать путем закрытия сайта по причине нелегальной торговли медикаментами.

√ Кто должен доставлять заказ из интернет–аптеки?

Многие сотрудники профессиональных ассоциаций допускают, что доставкой ЛП может заниматься курьер, лишенный фармацевтического образования, и, как дополнение, — рецепт проверки не требует, его можно предоставить на смартфоне. По итогам 2015 г. в обороте находились 20 млн электронных рецептов. Кто станет гарантировать их подлинность? Почему в обычной аптеке подобный вариант не пройдет? Потому как любая, дорожащая своим авторитетом аптека, соблюдает требования, предъявляемые к аптечным предприятиям. Доставлять заказ из интернет–аптеки должен фармацевт, специалист с образованием, пусть это будет и дороже для предприятия.

Опять же приведу пример Франции, где доставлять препараты могут исключительно фармацевты. При этом привлечение субподрядных организаций запрещено, поскольку непонятно, как проконтролировать работу курьеров и "подружить" их с аптечными требованиями. Конечный потребитель желает себя обезопасить, поскольку только дипломированный специалист может дать верные комментарии, какие клиент получает в аптеке от фармацевта. Аптекам, придется приобретать дополнительное оборудование (термосумки из пенополистирола) для доставки с соблюдением температурного режима препаратов, требующих особого хранения.

Итак:

  • интернет–продажи никакой особой социальной нагрузки не несут;
  • они удобны для потребителя;
  • интернет–аптеки выгодны своему владельцу, если разворачивают торговлю в крупных городах. Только при соблюдении этого условия интернет–аптеки оправдают собственную рентабельность;
  • интернет–аптеки должны соблюдать единые требования к продажам ЛП. Набор правил должен быть для любого вида торговли общим;
  • механизм аккредитации сайта интернет–аптеки должен быть отработан до автоматизма.

В свою очередь, исполнительный директор ААУ "Союзфарма" Дмитрий Целоусов согласился с тем, что интернет–торговля — безусловно, удобный сервис, но одновременно несущий в себе много рисков.

Несмотря на это, единичные аптечные организации смотрят на интернет–торговлю как на возможность привлечения дополнительных пациентов через сайт. В настоящее время существование тех ресурсов, что будут действовать с соблюдением всех положенных законом требований, зависит от всех активных участников фармрынка.

В лицензии на осуществление аптечными организациями фармдеятельности, по его мнению, обязательно должен быть указан интернет–сайт. Так можно минимизировать риски.

По материалам II Международной конференции "Стандарты качества фармацевтической логистики"

 

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия