Не обошли ее стороной и участники ежегодной международной конференции "Стандарты качества фармацевтической логистики", которая состоялась в ноябре в Москве.
Планируется, что в конечном итоге от легализации дистанционной торговли выиграет потребитель, а стало быть, такая форма общения фармацевта и заинтересованного лица имеет право на существование, о чем свидетельствует внесение соответствующих поправок в ряд законодательных актов, как то Федеральный закон №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон №149–ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", КоАП.
Свое мнение об интернет–торговле высказал директор департамента внешних связей АР "Нижфарм" Stada CIS Иван Глушков:
— В дистанционной торговле мы как любая крупная производственная фармкомпания, задумывающаяся о будущем, весьма заинтересованы. Во всю эту цепочку товарно–денежных отношений от производителя через дистрибуторов/логистов, к аптечной сети до конечного потребителя отлично вписываются интернет–заказы. Для производителя такой способ торговли не является дополнительным стимулятором роста продаж, это возможность отследить, как разумнее и выгоднее тратить свои деньги на рекламу, на интернет–площадках в том числе. Кроме того, дистанционная торговля — еще одна попытка для производственных фармкомпаний найти ассиметричный ответ возрастающей роли аптечных сетей. Очевидно, что те будут продолжать консолидироваться и выставлять производителям все возрастающие счета. Отсюда следует, что дистанционная торговля — еще один альтернативный вариант на пути к клиенту. Как любое нововведение, дистанционная торговля имеет не только сторонников, но и противников, которые аргументируют свою позицию сомнением в обеспечение надлежащего контроля за деятельностью интернет–аптек.
Директор по развитию АО НПК "Катрен" Анатолий Тенцер в оценке развития дистанционной торговли ЛП более категоричен, потому как проект компании Аптека.ру существует уже не один год и можно уже анализировать, принимая во внимание возникающие в работе нюансы:
— Делая заказ на сайте, покупатель отправляет информацию о своем желании купить товар в выбранной им аптеке, т.е. товар продает непосредственно сама аптека, но… потребитель жаждет большего.
Возникают вопросы, которые требуют решений, подтвержденных законодательно.
√ Разрешить дистанционную торговлю, аргументы "за":
- во всем мире разрешено;
- больные не имеют возможности дойти до аптеки;
- для пользователя интернет-аптеки удобны;
- повышает доступность медикаментов.
√ Для кого создаются интренет–аптеки?
Мы нарисовали портрет нашего клиента. Это отнюдь не тяжелобольные бабушки, лишенные сил и возможностей дойти до аптеки. Согласно статистике, пользователь нашего сайта — человек молодой, активный, вполне обеспеченный, ему элементарно не хватает времени. Понятно, что под бабушку с ее дешевыми заказами никто не будет делать интернет–проект. Его спонсоры — знакомые всем интернет-компании. Жизнь доказала, что мошенники, торгующие контрафактом, при большом стечении народа, при условии недоступности аптек, существуют. Бороться с ними нужно, противопоставляя законопослушную интернет–торговлю, выгодную потребителю.
В Интернете все проекты делятся на две категории: большие и далекие. Мелкий сайт не делает продаж, маловероятно, что он будет найден на бескрайних просторах Сети, только по чистой случайности. Возникает вопрос: может ли средняя аптека или аптечная сеть позволить себе раскрученный сайт, который будет конкурентным профессиональным игрокам, таким как "Яндекс", "Озон" и др. Интернет–компании будут драться в погоне за прибылью, они не разделяют ценностей фармрынка, для них дистанционная торговля лекарственными препаратами — еще один способ зарабатывания денег. Стандартная модель состоит в том, чтобы контролировать аудиторию, стандартизировать услуги, всех игроков, по возможности, загнать на свою площадку и получать комиссии. Продавцам деваться некуда, когда они все толкутся на одной площадке, со сравнением цены.
√ Что будет с продажами?
Объем рынка не вырастет. Благодаря тому, что медикаменты станут доступны в Интернете, их больше покупать не станут. Прибыль перетечет интернет–компаниям. Рынок поделят несколько крупных компаний, этот вывод основан на общей логике развития интернет–рынков.
√ Как контролировать дистанционную торговлю?
Для традиционной аптеки главное — наличие стационарного помещения. Хорошо поставленная точка рентабельна, плохо оборудованная точка прибыли не даст. Помещение обычной аптеки спрятать нельзя, лицензия "привязана" к помещению. Работать без лицензии — дорогого стоит. Oфлайн–аптека не должна быть каналом сброса недоброкачественной продукции.
В интернет–аптеки никто не ходит. На любой промзоне можно "отлицензировать" комнату, формально соответствующую требованиям аптеки. Главное для интернет–аптеки — сайт. Сайт никто не лицензирует, его можно с большим трудом закрыть через суды. Даже, если нарушителя "вычислил" Минздрав, он ему ничего сделать не может.
Росздравнадзор как контролирующий орган должен точно разделять: этот сайт легальный — он живет, тот — нелегальный, неаккредитованный — его надо закрыть.
Как разобраться и не ошибиться потребителю, который, может, болеет раз в полгода, с множеством предложений в Интернете? Какой сайт проверен Минздравом, какие лекарства лицензированы, какому интернет–источнику верить? Когда здоровье "поджимает", человек просто открывает первую попавшуюся страницу и делает заказ.
√ Для кого важна аккредитация?
Мошенники вряд ли станут стремиться к ней. Но каждая законопослушная интернет–аптека должна понимать важность внесения в реестр аккредитованных сайтов. К примеру, во Франции интернет–аптека не может осуществлять фармацевтическую деятельность без включения в реестр. Что собой представляет этот документ? Ведет его либо Минздрав, либо саморегулируемая организация, которая проверяет владельца сайта и его содержание на соответствие требованиям, предъявляемым к аптекам. Контролирующие организации вносят заключение в госреестр. Деятельность интернет–аптеки, упоминание о которой отсутствует в госреестре, надо прерывать путем закрытия сайта по причине нелегальной торговли медикаментами.
√ Кто должен доставлять заказ из интернет–аптеки?
Многие сотрудники профессиональных ассоциаций допускают, что доставкой ЛП может заниматься курьер, лишенный фармацевтического образования, и, как дополнение, — рецепт проверки не требует, его можно предоставить на смартфоне. По итогам 2015 г. в обороте находились 20 млн электронных рецептов. Кто станет гарантировать их подлинность? Почему в обычной аптеке подобный вариант не пройдет? Потому как любая, дорожащая своим авторитетом аптека, соблюдает требования, предъявляемые к аптечным предприятиям. Доставлять заказ из интернет–аптеки должен фармацевт, специалист с образованием, пусть это будет и дороже для предприятия.
Опять же приведу пример Франции, где доставлять препараты могут исключительно фармацевты. При этом привлечение субподрядных организаций запрещено, поскольку непонятно, как проконтролировать работу курьеров и "подружить" их с аптечными требованиями. Конечный потребитель желает себя обезопасить, поскольку только дипломированный специалист может дать верные комментарии, какие клиент получает в аптеке от фармацевта. Аптекам, придется приобретать дополнительное оборудование (термосумки из пенополистирола) для доставки с соблюдением температурного режима препаратов, требующих особого хранения.
Итак:
- интернет–продажи никакой особой социальной нагрузки не несут;
- они удобны для потребителя;
- интернет–аптеки выгодны своему владельцу, если разворачивают торговлю в крупных городах. Только при соблюдении этого условия интернет–аптеки оправдают собственную рентабельность;
- интернет–аптеки должны соблюдать единые требования к продажам ЛП. Набор правил должен быть для любого вида торговли общим;
- механизм аккредитации сайта интернет–аптеки должен быть отработан до автоматизма.
В свою очередь, исполнительный директор ААУ "Союзфарма" Дмитрий Целоусов согласился с тем, что интернет–торговля — безусловно, удобный сервис, но одновременно несущий в себе много рисков.
Несмотря на это, единичные аптечные организации смотрят на интернет–торговлю как на возможность привлечения дополнительных пациентов через сайт. В настоящее время существование тех ресурсов, что будут действовать с соблюдением всех положенных законом требований, зависит от всех активных участников фармрынка.
В лицензии на осуществление аптечными организациями фармдеятельности, по его мнению, обязательно должен быть указан интернет–сайт. Так можно минимизировать риски.
По материалам II Международной конференции "Стандарты качества фармацевтической логистики"