Один ИП — одна аптека: Минздрав выступил за ограничения
Некоторые трактовки данного правила, ставшего известным как "один ИП — одна аптека", связаны с риском массового закрытия небольших аптечных организаций и снижения доступности лекарственного обеспечения.
С чистого листа?
Главной "болевой точкой" Положения о лицензировании фармдеятельности, вступившего в силу с 1 сентября, стало жесткое ограничение для индивидуальных предпринимателей: лицензировать не более одной аптеки.
Между тем, в малых населенных пунктах и сельских районах небольшие аптечные сети в 2–4 аптеки относятся именно к организационной форме ИП. Для микрорайона за чертой города, маленького поселка или отдаленной деревни другие формы нецелесообразны. Их структуру и их издержки аптека не выдержит и потому рискует закрыться, оставив людей без лекарственной помощи.
"В нашем регионе на прошлой неделе пригласили индивидуальных предпринимателей в региональную лицензионную комиссию, — рассказывает Наталия Елисеева, председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области, участник Альянса фармацевтических ассоциаций. — На встрече ИП предложили в добровольном порядке переоформить действующие бессрочные лицензии на юрлица. И… начать деятельность "с чистого листа". Но тут возникает вопрос: что же делать с лекарствами, медизделиями и другим ассортиментом в разных аптеках, привязанных к конкретным адресам мест деятельности в системе МДЛП? Ведь при переходе от ИП к юрлицу аптеки не смогут сами себе передать остатки продукции. Для этого необходима оптовая, фармдистрибуторская лицензия. Аптечная же лицензия не разрешает отпускать лекарства и остальной ассортимент юридическим лицам. Даже если эти юрлица — медучреждения".
Получается, и сам процесс реорганизации крайне затруднителен. Следовательно, сложности возникнут уже на стартовом этапе. "Если аптеки добровольно начнут процедуру переоформления, издержки будут непомерно велики, — продолжает Наталия Елисеева. — "Потянуть" их сможет не каждый: аптечные организации уже работают на грани рентабельности… А пострадает от всех этих перемен пациент, которому в данный момент жизненно необходим тот или иной препарат".
К вопросу о дискриминации
Понимая трудность ситуации, ряд профессиональных объединений попросили регуляторов отменить обсуждаемое ограничение, чтобы сохранить небольшие аптеки в форме ИП как единственную гарантию лекарственного обеспечения во многих уголках нашей страны.
Например, СРО "Ассоциация независимых аптек" в июле обратилась в Минэкономразвития. МЭР переадресовало письмо в Минздрав.
К сожалению, Минздрав отклонил предложение аптечного сообщества. В министерстве отметили, что индивидуальный предприниматель — физическое лицо, и поэтому у него не может быть филиалов, представительств и т.д.
Федеральная антимонопольная служба, напротив, поддерживает отмену нового требования "один ИП — одна аптека", в свою очередь, отмечая, что такое правило ведет к дискриминации в аптечном сегменте.
С точкой зрения антимонопольного ведомства трудно не согласиться. Тем более что согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан…», в процессе фармацевтической деятельности аптеки–ИП и аптеки–юрлица равны.
Реорганизация или закрытие: в чем риски для небольшой аптеки
По общему правилу, правовые акты не должны иметь обратной силы. Данный принцип — один из основополагающих в современной системе права. А значит, уже действующая малая аптечная сеть из трех аптек вправе продолжать свою работу без реорганизации. Однако на практике уже с середины лета небольшие аптечные организации сообщали о получении писем из регуляторных органов с предложением привести свою структуру в соответствие с новыми нормами. Выполнить указанную рекомендацию возможно двумя путями — через оформление юридического лица, либо закрытие нескольких "лишних" аптек.
"Индивидуальные предприниматели, которые уже получили лицензию на фармдеятельность, продолжают свою работу до окончания данного разрешения, — комментирует Светлана Воскобойник, зам. директора по юридическим вопросам СРО АСНА. — Но что будет дальше? В случае отказа в лицензировании региональный лицензирующий орган должен предоставить письменное обоснование своим действиям со ссылками на законодательство".
Ответы на острые вопросы со временем дает правоприменительная практика. Однако цена ожидания может быть слишком высокой, особенно если речь идет о здоровье и таких его слагаемых, как доступность медицинской и фармацевтической помощи.
Быть может, коллизионная норма о структуре небольших аптек требует нового и оперативного обсуждения?