Участники обсуждения:
- Виктория Преснякова, руководитель СРО "Ассоциация независимых аптек";
- Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований аналитической компании DSM Group;
- Павел Лисовский, управляющий партнер «Проектирования систем управления»;
- Елена Гладкова, глава Самарской областной фармацевтической ассоциации.
Инфляция минимальна, а лекарства дорожают
2021 год был уникальным в определенном аспекте — практически не наблюдалось роста цен на лекарства, обращает внимание Юлия Нечаева. Общий индекс инфляции для лекарственных средств, вычисленный аналитиками, до осени уходящего года находился в пределах нуля. Т.е. весьма значительная часть цен на фармацевтические препараты находилась на уровне декабря 2020 года.
Ближе к IV кварталу 2021–го график пошел вверх — и на данный момент общая инфляция на медикаменты немногим выше двух процентов.
С точки зрения семейных бюджетов согласиться с приведенными данными довольно сложно. Ведь стоимость домашней аптечки — уже не та, что была в 2020–м. Однако причина этого в другой тенденции — пациент приобретает препараты с более высоким ценником. Реклама и маркетинг тут ни при чем: многие привычные для наших соотечественников лекарства оказались сняты с производства. В первую очередь, эта тенденция затронула препараты, цена которых в аптечных организация не превышала ста рублей.
Напомним, в период пандемии идет стремительный рост цен на фармацевтические субстанции. Отсюда — увеличение себестоимости производства лекарственных средств. Если препарат включен в Перечень ЖНВЛП и проиндексировать цену на него не удается, рентабельность его выпуска становится отрицательной. Предприятию остается сосредоточиться на работе с теми медикаментами, которые помогут ему выжить и продолжать свою деятельность.
"Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата, приобретаемой покупателем–пациентом в 2021 году, выросла на 10-12%, — подчеркивает Юлия Нечаева. — При этом инфляционный процесс применительно к той же самой упаковке имеет значения около двух процентов".
С формальной стороны ценники фармпрепаратов меняются весьма незначительно, однако процесс замещения доступных по цене лекарств их более дорогими аналогами идет активно. Инфляционные же тенденции (в строгом смысле этого термина) сдерживает целый ряд факторов:
- высокая конкуренция в аптечном сегменте;
- различные скидки, которые в сложной экономической обстановке особенно востребованы посетителем–пациентом;
- появление онлайн–продажи медикаментов (интернет–отпуск конкурирует с традиционной фармацией, не в последнюю очередь, посредством цены).
Все названные явления — и по отдельности, и в комплексе — минимизируют тенденцию к росту цен на лекарственные средства. Не стоит забывать и том, что в рублевом выражении более 40% аптечного ассортимента относится к перечню жизненно важных препаратов.
Изменение в финансовой доступности лекарств — отражение проблем с физической доступностью фармацевтической помощи. Конкуренция в формате "ценовых войн" дает пациенту лишь видимость решения вопроса — и только на короткое время. Уже в среднесрочной перспективе (в особенности в сочетании с отменой специальных налоговых режимов) она сокращает число аптечных организаций.
Почему исчезают аптеки?
Второй год подряд в отечественном фармсекторе развертывается нетипичная тенденция — количество аптек не растет, а, напротив, сокращается. "Аптеки закрываются там, где они наименее рентабельны и наиболее нужны, — замечает Виктория Преснякова. — На их место не приходят новые". Ведь речь в большинстве случаев идет о малых населенных пунктах и отдаленных районах (а иногда — и об отдаленных микрорайонах в сравнительно крупных городах).
"Если в городке чуть меньше десяти тысяч жителей — аптека еще рентабельна. Но когда в населенном пункте живет 3–4 тысячи человек, деятельность аптечной организации уже не окупается", — комментирует Павел Лисовский. Поднимать цены в надежде повысить рентабельность, по понятным причинам — не выход. Семейные бюджеты посетителей просто–напросто не выдержат увеличившейся нагрузки.
Прибегнуть к помощи новых технологий? В случае с отдаленными районами даже самые продвинутые ИТ-решения покажут нулевую эффективность. Людям нужна именно аптека — с возможностью приобрести лекарство рядом с домом и получить консультацию фармацевтического специалиста.
Аптекам в небольших населенных пунктах как воздух необходимы льготы…
Маркетплейсы, почтовый оператор и не только
Немногим легче аптечным организациям в крупных и средних городах. В сложный период пандемии лекарственное обращение стало объектом пристального внимания целого ряда игроков, ранее фармацией не занимавшихся. Здесь и целый ряд маркетплейсов, и почтовый оператор, и даже нефтяная компания, открывающая аптеки на заправках. "Сегодня классическим аптекам выживать все сложнее. Выживет сильнейший", — с горькой иронией прогнозирует Елена Гладкова.
При этом реализация лекарств через маркетплейсы имеет интересный правовой статус. Вся ответственность при такой форме деятельности остается на аптеке, объясняет Виктория Преснякова. Сам же маркетплейс ответственности не несет. Качество хранения лекарственных средств и другие необходимые параметры гарантирует только аптечная организация.
Уведомительный режим и ценовые прогнозы
Прогноз доступности лекарств на ближайшую перспективу зависит от нескольких факторов. Первый из них — формат работы с маркировкой. Напомним, что возможность применять "схему 702" при взаимодействии с системой МДЛП сохраняется до 1 февраля 2022 года. Проект документа о сохранении уведомительного режима — пока еще именно проект.
Отмена "упрощенной" схемы рискует привести к лекарственному коллапсу, и он может иметь масштабы даже большие, чем осенью 2020–го. Ведь количество маркированных лекарственных средств за это время значительно увеличилось.
Что касается грядущего запрета поштучной реализации фармпрепаратов, то то он вряд ли окажет влияние на ценовую и физическую доступность лекарств.
"Возможно, будет хорошо, что это так: говорю не как экономист, а как провизор, — комментирует Павел Лисовский. — Ведь есть такое понятие — курс лечения. И когда он прерывается, это плохо и для аптеки, и для пациента, и для здравоохранения".
Второй фактор — статус аптечной организации и меры по ее поддержке. Фармацевтическое сообщество очень ждет решения вопроса о дополнительном, "медицинском" коде ОКВЭД для фармации. Готовность рассмотреть этот вопрос не так давно подтвердил Минздрав.
Третий фактор — экономическая ситуация, причем в масштабах всего мира. Дать прогнозы по росту цен на лекарственные препараты не всегда просто, особенно в период пандемии.
"На следующий год ожидается 30–процентное увеличение стоимости зарубежных фармсубстанций, — прогнозирует Павел Лисовский. — Это не может не отразиться на себестоимости производства лекарств. Поэтому рост цен будет. Но соглашусь с тем, что он не будет превышать средние значения по стране".