07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Фармрынок // Информационные технологии

Перспективы инновационных разработок на фармрынке

Об интересе банковских структур к фармацевтической отрасли говорили участники сессий «Передовая фармацевтика России: уникальные разработки, новые технологии и отраслевое лидерство» на прошедшем экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

 

Поддержка государства фармотрасли

Один из главных трендов стратегии ”Фарма-2030” — производство оригинальных инновационных лекпрепаратов, востребованных российской системой здравоохранения. Новые разработки всегда связаны с высоким риском и значительными капиталовложениями. При этом не всегда можно рассчитать на результат. Начиная работать над созданием нового лекарственного средства, специалисты в итоге могут столкнуться с тем, что ко времени выхода на рынок он уже устареет. ”Создание инновационных медикаментов — задача не одной компании, а всей отрасли в целом. И это задача не только фармы”, – отметила Екатерина Приезжева, замминистра промышленности и торговли РФ. Минпромторг будет поддерживать именно фармкомпании, занимающиеся прорывными лекпрепаратами.

На данный момент формируются новые нацпроекты, один из которых «Новые технологии сбережения здоровья», в который включен федеральный проект «Промышленность для здравоохранения». Один из его показателей – ежегодный выпуск ранее не производимых и не зарегистрированных в РФ лекпрепаратов. Минпромторг поможет обеспечить условия для исследований и производства целого комплекса лекарственных средств нового уровня, продолжив сотрудничество с институтами развития. Министерство предоставляет льготное кредитование до 10 лет разработчикам приоритетной инновационной продукции в рамках такого инструмента поддержки, как кластерная инвестиционная платформа. Сейчас функционирует программа «Продукты на полку» для предупреждения дефектуры лекпрепаратов. Немаловажно доверие пациентов и врачей к новым отечественным лекарственным средствам. Производители должны быть уверены, что их продукция будет быстро введена во врачебную практику.

Исследования

Искусственный интеллект в помощь фарме

Готов поддерживать фармкомпании с их инновационными разработками и Сбербанк. В его структуре действует группа, специализирующаяся на фармрынке и здравоохранении. Для фармотрасли банк удвоил кредитный портфель. Система здравоохранения — одна из наименее цифровизованных отраслей во всем мире. Банку она интересна именно с этой стороны, рассказал Сергей Жданов, директор центра индустрии здоровья ПАО Сбербанк. ”У нас есть целая серия моделей искусственного интеллекта в фармацевтике. Назвали ее «Фабрикой молекул».  Надо пересматривать процесс разработки лекарственных препаратов, чтобы они не устаревали к моменту своего выхода на рынок. Самый долгий процесс — поиск мишеней-молекул —  можно цифровизировать. У нас уже есть собственный успешный пример сокращения разработки от 4-5 лет до 2-12 месяцев. Получили десятки молекул-кандидатов только по одному направлению, которые лучше любого инновационного лекпрепарата Бигфармы”, — пояснил он.

Фондовый рынок – рост для фармсектора

В России фармрынок и фондовый развивались по иностранным лекалам и практически не взаимодействовали. Например, на китайском фондовом рынке фармсектор представлен 4%. До 2022 года более 65%  акций нашего фондового рынка были в руках иностранных компаний. Но ситуация меняется. С декабря 2022 года на фондовый рынок выведено 16 фармкомпаний (на сумму 94-95 млрд. руб.). Это только начало. Фармкомпании должны становиться публичными, не сомневается Денис Шулаков, первый вице-президент АО «Газпромбанк». Он добавил, что ”фондовый рынок – это риск, который инвестор готов взять на себя”. Топ-менеджер банка назвал фарму новым клондайком, потому что потенциал фармкомпаний превосходит потенциал IT-компаний на фондовом рынке.

Об изменениях рассказал и Артур Исаев, председатель совета директоров «Артген Биотех». Если раньше зачастую внимания у инвесторов к фармкомпаниям не было, то сейчас наблюдается интерес к биотеху. «ВВП в мире растет на 3%, и только в России фарма и медицина растут на 9-10%. Должны быть «длинные» деньги. Инновационный лифт запущен», – сказал он.

Биофарма и генная терапия, как наиболее перспективные, в будущем займут все большее место в лечении. Люди будут жить дольше, доживая до новых болезней, о которых еще ничего неизвестно. Но и сейчас фарминдустрии есть чем заняться. Это орфанные болезни, непобежденные инфекции (ВИЧ), злокачественные опухоли, ожирение и диабет.

По материалам сессии ПМЭФ-2024 «Передовая фармацевтика России: уникальные разработки, новые технологии и отраслевое лидерство»

Источники:

.

Приезжева Екатерина Геннадьевна, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, канд. социологических наук, действительный государственный советник 2 класса. Награждена Орденом Почета и Орденом дружбы.

.

Жданов Сергей Вячеславович, управляющий директор, директор центра индустрии здоровья, ПАО Сбербанк.

.

Шулаков Денис Владимирович, первый вице-президент АО «Газпромбанк».

.

Исаев Артур Александрович, председатель совета директоров «Артген Биотех».

Статьи подрубрики информационные технологии:
Лекарства онлайн: свобода выбора

Дистанционным заказом лекарств в нашей стране пользуются более трети ее населения. За десятилетие рынок e-com вырос с нуля до 13%. И в нем, как и во всем фармрынке, столкнулись две противоположности, которые необходимо совместить, — коммерческая выгода и социальная ориентированность.

Как цифровизация влияет на фармрынок?

Термин «электронное здравоохранение» появился в нашей стране в 2010 году, а через семь лет было введено понятие «цифровое здравоохранение». Именно в этот период начинается работа по внедрению в медицинскую систему IT-инструментов и постепенному уходу от бумажного документооборота.

Фармкомпании выбирают отечественные IT-решения

В нынешней ситуации независимость от импортных цифровых технологий очень важна. Однако для фармотрасли перейти на российские программы бывает непросто: зарубежные решения давно на рынке, отвечают регуляторным требованиям и задают тренды. Но правильный выбор IT-инструментов, их грамотное применение и обучение сотрудников работе с ними позволяют компаниям развиваться так же успешно, как и раньше.

Организация аптечных онлайн-продаж

Современный покупатель избалован возможностями и уровнем сервиса e-com. Фармрознице при дистанционных продажах необходимо соответствовать запросам времени и привлекать покупателей не только приемлемыми ценами и широким ассортиментом, но и удобством своих цифровых сервисов. Которые при грамотном решении повысят ее финансовую эффективность.

 

Чем полезны фарме мобильные приложения

Мобильные приложения, давно вошедшие в нашу жизнь, используются в фармотрасли не только для заказа и продажи лекарств. С их помощью можно создать цифровую платформу для взаимодействия с медицинским и фарм-сообществом, прорекламировать компанию или повысить осведомленность общества о заболеваниях.