26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Работа с лекарственными средствами, подлежащими ПКУ

Определенные группы лекарственных препаратов подлежат предметно-количественному учету в соответствии с требованиями Федерального закона №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ФЗ–61).

Что необходимо знать руководителю аптечной организации, ведущей отпуск лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ? Об этом в рамках вебинара рассказала Нина Забалуева, доцент кафедры гериатрии, пропедевтики и управления сестринской деятельности ФГБОУ ВО "Северо–Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Минздрава РФ, член правления ОО СПб ПАФР, к.х.н.

√ Постановление Правительства РФ от 16.11.20 №1850 отменило действие приказа Минздрава СССР от 02.06.1987 №747н и приказа Минздрава СССР от 30.12.1987 №1337. Это логично, потому что происходит переход на электронный документооборот.

Рассмотрим, что подлежит учету в соответствии с требованиями закона ФЗ-61.

Особое внимание нужно обратить на иммунобиологические препараты (к ним относятся вакцины, в т.ч. для профилактики коронавирусной инфекции, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины, аллергены (закреплено в ФЗ-61, п. 7, ст. 4).

√ Санитарные правила (постановление Главного санитарного врача РФ от 17.02.16 №19), определяющие условия транспортировки, хранения иммунобиологических лекарственных препаратов, действуют до 1 марта 2021 г. В рамках регуляторной гильотины такой срок их действия установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.20 №2467 (ПП №2467). Скорее всего, скоро мы получим взамен другой документ.

На сегодняшний день мы обязаны вести журнал регистрации движения иммунобиологических препаратов, в т.ч. те, кто работает с вакцинами для профилактики коронавирусной инфекции. Ответственное лицо отвечает за ведение, холодовую цепь и делает записи в соответствующем журнале. Форма журнала приведена в приложении 3 к Санитарным правилам от 2016 г. Отражается приход препаратов. Введены требования: необходимо указать показания термоиндикаторов при приходе препаратов и их отправке. На всех уровнях розничных аптек (третий уровень, медицинские организации — четвертый уровень) ведется журнал по приложению 3.

Все вопросы по ПКУ лекарственных препаратов для медицинского применения четко прописаны в законе ФЗ-61 (ст. 58.1 "Предметно–количественный учет лекарственных средств для медицинского применения"). Обязаны вести учет все субъекты обращения ЛС, начиная от производителя, включая оптовые организации, аптеки, ИП, имеющие лицензию на ведение фармдеятельности, медорганизации.

ПКУ ведут путем регистрации любых операций, которые связаны с обращением препаратов в специальных журналах учета операций.

Правила регистрации, ведения и хранения этих журналов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Так же, как и перечень препаратов, подлежащих ПКУ.

Также в ФЗ–61 говорится, что контроль за соблюдением правил регистрации всех операций с лекарственными средствами, подлежащих ПКУ, правила ведения и хранения журналов осуществляется в рамках лицензионного контроля. Если посмотреть лицензионные требования при осуществлении фармдеятельности, то постановление Правительства РФ №1081, которым утвержден порядок лицензирования и прописаны требования, говорит о том, что соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением ЛС, подлежащих ПКУ, в специальных журналах учета, и правила ведения и хранения этих журналов являются лицензионными требованиями. Медицинские организации также обязаны выполнять это лицензионное требование.

Те, кто работает с наркотическими и психотропными лекарственными средствами, работая в рамках лицензии по обороту НС и ПВ и их прекурсов, соблюдение порядка ведения специальных журналов регистрации также является лицензионным требованием. Несоблюдение их относится к грубым нарушениям.

Если требования будут нарушаться, то юридическое или физическое лицо будет привлечено к административной ответственности за правонарушение (ст. 19.20 КоАП РФ), может быть наложен штраф.

Что изменилось с 1 января 2021 г. в рамках "регуляторной гильотины"?

Требования ст. 15 "Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона ("регуляторная гильотина") от 31.07.20 №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации": до 1 января 2021 г. должны были быть отменены нормативные акты советского времени. Но независимо от того, утратили ли силу эти нормативные акты, в этой же статье четко сказано, что с 1 января этого года, если нормативные акты вступили в силу до 1 января 2020 г., то при проверках со стороны надзорных органов не допускается оценка соблюдения этих требований.

Проверки_Управление

В ПП №2467 есть перечень нормативных актов, которые вступили в силу с 2021 г., но они остаются действующими. На них не будет распространяться часть 2 ст. 15 — не будет оценки.

Нормативные акты, которые мы не найдем в перечне этого постановления, и если не будем их выполнять, за это надзорные органы наказывать аптеки не могут.

В ПП №2467 перечислены нормативные акты, на которые распространяется действие ст.15 (при проверках со стороны надзорных органов, которые контролируют, как мы их выполняем) сгруппированы по видам государственного контроля и надзора. Перечень таких документов утвержден приказом Минздрава РФ от 22.04.14 №183 (приказ №183).

Например, приказ Минздрава РФ №403н, которым утвержден порядок отпуска лекарственных средств, важен для аптечных организаций, ведь рецепт — это документ, который подтверждает факт расхода препаратов предметно–количественного учета. Приказ №403н присутствует как в разделе надзора в сфере обращения ЛС, так и в фармдеятельности, хотя отсутствует при обороте наркотических средств.

Приказ Минздрава РФ №562н (приказ №562н), которым утверждены правила отпуска лекарственных препаратов, содержащих малое количество НС и ПВ, не имеет отношения к наркотическим и психотропным, но попал в этот раздел.

В этот перечень не вошел приказ Минздрава РФ №378, которым установлены правила учета и формы журнала ЛП, которые подлежат ПКУ, за исключением наркотических и психотропных. Не вошел также приказ Минздравсоцразвитияот 12.02.07 №110 (ред. от 26.02.13) "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (вместе с "Инструкцией по заполнению формы №148-1/у-88 "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы №107-1/у "Рецептурный бланк", "Инструкцией по заполнению формы №148-1/у-04 (л) "Рецепт").

Все перечисленные нормативные акты остаются действующими, т.е. требующими исполнения. Это означает, что когда в аптеку придут проверяющие из надзорных органов, они не имеют права делать какие-либо замечания, тем более наказывать за ошибки в выполнении требований этих приказов.

В соответствии с требованием постановления Правительства РФ от 22.10.20 №1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», понятно, что все надзорные органы должны на своих сайтах опубликовать перечни нормативных актов, соблюдение которых будет оцениваться в рамках контроля и надзора. Такой перечень документов есть и у Росздравнадзора. На электронном сервисе ведомства можно найти раздел "Перечень актов, содержащих обязательные требования".

Что необходимо учитывать в рамках ФЗ–61

Приказ №183 утверждает перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету. Лекарственные препараты независимо от торгового наименования, если они зарегистрированы, внесены в Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), подлежат ПКУ. Перечень таких препаратов систематизирован по 4 разделам.

  • Первый раздел — это подлежащие учету фармсубстанции и лекарственные препараты, которые содержат наркотические средства и психотропные вещества Списков 2 и 3 и прекурсоры Списка 4.

Все те, которые можно найти в постановлении Правительства РФ от 30.06.1998 №681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".

  • Второй разделфармсубстанции и лекарственные препараты, которые содержат сильнодействующие ядовитые вещества, внесенные в список сильнодействующих веществ постановлением Правительства РФ от 29.12.07 №964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации".

В сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также ЛП в сочетании с фармакологически активными веществами, т.е. комбинированные. Но здесь есть условие, если они включены в этот перечень отдельной позицией.

  • Третий раздел — комбинированные лекарственные препараты, которые содержат малое количество наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров п. 5 приказа №562.
  • Четвертый раздел — прегабалин, тапентадол, тропикавид (в списке сильнодействующих веществ) и циклопентолат.

Формы журналов на наркотические средства и психотропные вещества списка 2 и 3 утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.06 №644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений...". Этот документ будет действовать до 1 марта 2022 г. В течение этого года мы получим новый пакет нормативных документов. Постановлением установлено право вести журнал на бумажном носителе (ничего не изменилось, они должны быть сброшюрованы, пронумерованы, скреплены) или в электронной форме (это заполнение должно проходить через информационную систему, доступ к ней имеют только лица, ответственные за ведение журнала, записи в журналах заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью ответственных за ведение журнала). Обязательно соблюдение формы журнала. При заполнении журнала по правилам ведения журнала в ПП-644 сказано, что необходимо указать название наркотического или психотропного вещества, как он указан в ПП-681, так и другое наименование, под которым его получили в аптеке, торговое наименование, форму выпуска, единицу измерения, дозировку.

Журналы должны храниться в металлическом шкафу в укрепленном помещении в аптеке. Ключи находятся только у ответственных лиц. Заполненные журналы вместе с документами хранятся в течение 5 лет. Все это прописано в ПП-644 (п. 18). Далее они подлежат уничтожению по внутреннему приказу в аптеке.

По материалам вебинара "Порядок работы с лекарственными средствами, подлежащими ПКУ" (организатор: Фармацевтическая ассоциация Санкт–Петербурга)

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия