20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Фармпроизводство

Развитие фармпромышленности: потенциал истинный и мнимый

Говоря о потенциале любой отрасли, и фармацевтической отрасли в том числе, есть смысл говорить о некой производной от двух составляющих – это потенциал предприятий отрасли и потенциал внешней среды, в которой эта отрасль существует. Исходя из этого, для фармацевтической промышленности можно сформулировать три основных направления развития.

Ефимов Дмитрий Валерьевич
Генеральный директор ОАО "Нижфарм", вице-президент STADA по России и странам СНГ

ПОТЕНЦИАЛ

  • средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и которые возможно мобилизовать, привести в действие, использовать для достижения определенных целей, осуществления плана;
  • решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (Большая советская энциклопедия).

схема0309

 

Платежи потребителей

Удельное потребление ГЛС, USD

США

672

Канада

435

Франция

427

Япония

427

Швейцария

373

Германия

352

Испания

322

Италия

253

Великобритания

250

Россия

67

По некоторым данным, может сложиться такая ситуация, что потребление в России как минимум сравняется с Восточно-Европейскими странами, а как максимум – в ближайшие 10 лет выйдет на уровень Великобритании. Но если посмотреть другие данные, получается несколько иная картина – средний российский потребитель платит за лекарственные препараты не многим меньше, чем, к примеру, гражданин Германии. Если соотнести средние доходы в Германии и России, картина становится еще более плачевной. Максимум, на что мы можем рассчитывать – это на рост рынка, который будет коррелировать с ростом благосостояния населения. И это не факт, так как потребление располагается не в сегменте работающих и наиболее обеспеченных людей, но потенциал, безусловно, есть, хотя он не связан с органическим ростом рынка.

Если говорить о российском производстве, существует мнение, что наш потребитель не любит отечественные препараты. Всегда говорится о том, что доля российского потребителя ничтожно мала и падает. Однако есть некоторые данные, которые заставляют задуматься, так ли это. Более глубокий анализ предпочтений показывает достаточно нейтральные (как минимум) результаты: около половины россиян совершенно адекватно воспринимают российские препараты.

Структура рынка в упаковках

Мнение российского потребителя о российских лекарственных препарата

Предпочитаю покупать

49%

Более безопасны

44%

Более эффективны

35%

Оптимальны по соотношению цена/качество

40%

Вызывают больше доверия

46%

Но российского рынка недостаточно для того, чтобы фармацевтическая промышленность начала развиваться быстрыми темпами.

 

Кол-во рынков

Кол-во продуктов

Российские компании

3, 5

173

Международные компании

62

144

Важно рассмотреть вопрос «Что мы можем заработать на этом рынке?». Речь идет о различных инновационных препаратах и стратегиях. Нужно искать новые возможности, рынки, расширять границы. Совокупный объем рынков «других стран» составляет около 125 млрд долл. США или около 10 размеров рынка РФ.

Потенциал внешней среды: выводы

√ Фатальных, непреодолимых ограничений для развития российской фармацевтической отрасли с точки зрения внешней рыночной среды не существует. Российский потребитель охотно воспринимает лекарственные средства российского производства, считая их, в целом, надежными, эффективными, заслуживающими доверия.

√ Значительный рост российского рынка возможен лишь за счет внедрения новых форм финансирования, в рамках которых возможно создание дополнительного «регулируемого» спроса на российскую продукцию.

√ Потенциал экспортных рынков плохо изучен российскими компаниями. Его развитие способно придать существенный дополнительный импульс в развитии отрасли.

Потенциал российских компаний: ассортимент

– Основу ассортимента значительной части российских производителей составляют морально устаревшие дженерики с историей, насчитывающей несколько десятков лет.

– Ассортимент выпускаемой продукции отечественных компаний существенно пересекается, что приводит к ценовой конкуренции (при неэффективности производства), к отсутствию внутренних финансовых источников для роста.

Пример: Из первой десятки наиболее продаваемых МНН российского производства, 7 – производятся более чем 5 компаниями, а 2 МНН – более чем 50.

– Отсутствие возможностей для развития продуктового портфеля значительно ограничивает диапазон рыночных стратегий, фактически сводя его к одной (наименее перспективной) – ценовой войне.

Потенциал российских компаний: качество

– Сравнительно низкое качество производства, обусловленное отсутствием/недостаточностью инвестиций в развитие мощностей и обучение персонала. – Эффективность и безопасность ЛС играет большую роль в системе ценностей потребителя.

– Низкий уровень качества производства не позволяет реагировать на эту тенденцию, а также значительно ограничивает реализацию экспортных стратегий.

Потенциал российских компаний: экономика

– Российское производство представлено в основной массе предприятиями, выполняющими последние две-три фазы технологического цикла.

– Производство активных фармацевтических субстанций не развито. Также отсутствует адекватное предложение отечественного фармацевтического оборудования.

– У большинства российских производителей отсутствует иная возможность удерживать конкурентные цены на дженериковый ассортимент, кроме как в ущерб качеству выпускаемой продукции.

Российские производители не имеют никакого ощутимого экономического преимущества перед конкурентами из Китая и Индии. В самой ближайшей перспективе данный факт серьезно скажется на позиции российских компаний не только на экспортных рынках, но и на рынке РФ.

Заключительные выводы

– Потенциал отрасли реализуется ТОЛЬКО через использование возможностей, предоставляемых внешней средой.

– У нас нет никаких естественных или исторически сложившихся преимуществ.

– Текущее состояние отрасли требует немедленного вмешательства (поддержки!) государства:

«Индийский путь»?

Стимулирование полного цикла производства?

Преференции при госзакупках?

GMP как естественный фильтр?

По материалам форума "Бизнес в эпоху перемен"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики фармпроизводство:
Инструкции стремятся к удлинению формата

В инструкции к лекарственным препаратам включается все больше сведений, что заставляет производителей искать компромисс между полнотой предоставляемой потребителю информации и тем, чтобы написанная по новым правилам инструкция уместилась в пачку. Чем она отличается от листка-вкладыша и как привести ее в соответствие требованиям, сэкономив бюджет и время? Рассказывают специалисты.

На рынке фармсубстанций ищут альтернативных поставщиков

В 2020 г. на рынке фармацевтических субстанций произошло колоссальное количество событий и изменений, повлиявших на российский фармрынок в целом.

Как заполнить "паспорт" лекарственного препарата (ч. 2)

"С осторожностью" — в данном разделе Инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата описываются заболевания и (или) состояния, а также демографические факторы и одновременно применяемые ЛП, которые требуют соблюдения осторожности — относительные противопоказания к применению ЛП*.

Как заполнить "паспорт" лекарственного препарата

Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата — важный документ, своего рода "паспорт". Поэтому точности и правильности его составления придается огромное значение.

Пока высок процент отказов в выдаче GMP–сертификатов

Российские надзорные органы постоянно отслеживают изменения в международных правилах GMP. 

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция