Социальная ответственность бизнеса в теории
Тема социальной ответственности бизнеса активно развивается в нашей стране. А вот об истории этого понятия и его теоретических основах напомнила на конференции "Молодая фармация" в своем исследовании "Концепция социальной ответственности бизнеса в России" аспирант кафедры Управления и экономики фармации СПХФУ Валерия Швецова.
Теория корпоративного эгоизма была сформулирована в 1971 г. лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом. Он утверждал: "В обществе есть одна и только одна социальная ответственность бизнеса и заключается она в использовании ресурсов и осуществлении деятельности, направленной на увеличение прибыли, до тех пор пока эта деятельность остается в рамках правил игры, т.е. осуществляется в свободной, открытой конкуренции без обмана или мошенничества". Эта теория отрицает суть социальной ответственности и характеризуется фразой: "Борьба с бедностью — функция не частного бизнеса. Это дело государства. Наше дело — зарабатывать деньги для акционеров и клиентов в рамках закона. Других обязанностей у нас нет. Мы платим налоги и больше ничего не должны никому, кроме бога и совести".
В противовес первой теории Комитет по экономическому развитию США выдвинул Теорию корпоративного альтруизма. Основная ее идея, напомнила В. Швецова, заключается в том, что бизнес должен максимально участвовать в решении общественных проблем, повышать качество жизни общества и его граждан, заботиться об окружающей среде, а не только о получении прибыли. Комитет по экономическому развитию призывал компании вкладываться в улучшение жизни американских граждан. Эта концепция уже направлена на решение общественных проблем.
В начале 1990–х в большинстве развитых стран Запада получила распространение Теория разумного эгоизма, актуальная по сей день. Согласно этой теории, социально ответственный бизнес ограничивает свои текущие прибыли, создавая предпосылки для успешного долгосрочного развития и формирования благоприятной социальной среды для работников и территории своей деятельности. Теория сужена до интересов собственных работников компании и территории своей деятельности.
В те же годы появилась еще одна теория — Теория корпоративной социальной ответственности. «Зеленая книга» корпоративной социальной ответственности Европейского союза определяет критерии, которым должна соответствовать социально ответственная компания: соблюдать законы и нормы общественной жизни, производить безопасные и надежные товары, устанавливать справедливые цены на выпускаемую продукцию, заботиться о безопасных условиях труда своих работников, обеспечивать справедливое вознаграждение за труд, отказаться от участия в нечестной конкуренции и необоснованного ее ограничения. Эта концепция говорит об интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес–решениях.
Автор исследования уверена, что для бизнеса социальная ответственность актуальна по двум причинам. Во–первых, в современных условиях бизнес рассматривает социальную ответственность сквозь призму потенциальных выгод (развитие собственного персонала, что позволяет избежать текучки кадров и привлекать лучших специалистов на рынке, рост производительности труда, рост репутации и др.). Во–вторых, социальная ответственность рассматривается как действие, направленное на создание благоприятной социально–экономической среды хозяйствования.
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер. Базовый уровень включает своевременную оплату налогов, выплату заработной платы, предоставление по возможности новых рабочих мест, расширение рабочего штата.
Второй уровень предполагает осуществление социальных инвестиций внутренней направленности: обеспечение работников адекватными условиями не только труда, но и жизни, повышение уровня квалификации персонала, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
Третий уровень социальной ответственности ориентирован на внешнюю среду, когда предприятие направляет часть средств на решение проблем региона присутствия: снижение уровня преступности, помощь детям, организацию досуга молодежи, улучшение экологической обстановки, благотворительную деятельность.
Ректор СПХФУ Игорь Наркевич, участвуя в обсуждении доклада аспирантки, отметил, что "волка (бизнес) не заставишь быть вегетарианцем, и нужны некие общественные институты, которые побуждали бы бизнес быть социально ответственным".
В 2012 г. в Российской Федерации был введен национальный стандарт "Руководство по социальной ответственности", в котором приведены ключевые термины и понятия, определяющие социальную ответственность. Это ответственность организаций за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству, согласуется с международными нормами поведения.
Сегодня, к примеру, аптечные учреждения позиционируют себя как социально ответственные. Одни выполняют программу "доступная среда", обустраивая пандусы для людей с ограниченными возможностями, другие — устанавливают низкие цены на определенную группу лекарственных препаратов, третьи — развивают трудовые практики, аттестуют рабочие места и мн. др.