В этом случае можно говорить о личном бренде: при грамотном построении и использовании он будет работать и на благо конкретного сотрудника и самой компании, повышая узнаваемость на рынке. Что необходимо учитывать при его создании?
Каждый сотрудник — лицо компании
Консультант по репутации и личному бренду Анна Аристова уверена, что ценности руководителя влияют на ценности компании. По данным различных исследований, до 44% рыночной стоимости фирмы создает бренд ее первого лица. Кроме того, значительный вклад в узнаваемость вносит команда лидеров и амбассадоров. Важно помнить простой принцип: чем заметнее сотрудник, особенно если он руководитель, тем больше им интересуются СМИ. Развивая профессиональную репутацию, можно взять на вооружение следующие принципы:
- делать на "отлично" и рассказывать об этом внутри компании;
- делать больше, чем от тебя ожидают, т.е. расширять зону ответственности;
- предлагать улучшения;
- заявлять о себе в публичном пространстве.
При работе над личным брендом, особенно от первого лица компании, важно определить его цели и задачи, выбрать позиционирование и составить список ключевых СМИ и конференций. Не стоит посещать все мероприятия, иначе ценность появления на них пропорционально снижается. Поэтому стоит отдать предпочтение федеральным СМИ и ключевым для отрасли конференциям, причем, если на последних есть панельные дискуссии, то уровень спикеров должен быть равным.
Чтобы создать репутацию в сети, важно указывать на страницах реальное, а не вымышленное имя, поставить на аватар в мессенджерах, соцсетях и аккаунтах почты несамодеятельное фото и указывать принадлежность к компании и должность. Не следует умалчивать и о профессиональных достижениях. Также стоит сделать самопрезентацию и разместить ее в виде закрепленного поста. И, конечно, публикуемый на страницах контент должен быть адекватным.
Предприниматель, собственник американской дистрибуционной компании Liberty Trade и агентства Kellermann Никита Келлерманн обращает внимание, что в нашей стране и других постсоветских государствах сложился подход к мероприятиям как к неким событиям, где человек представляет организацию не просто как свое место работы, а как нечто большее. С одной стороны, это верно, но следует учитывать, что создание репутации компании — процесс длительный, требующий привлечения большого количества людей и ресурсов.
Эксперт считает, что, хотя на одном мероприятии нельзя создать репутацию бренда, самой компании или ее проекта, спикер на нем должен запомниться, поскольку личные выступления на мероприятиях — сильный инструмент маркетинга, хотя и недооцененный. Если спикер говорит не только какие–то общие вещи, но и выражает свое отношение к освещаемому вопросу, отличаясь от других докладчиков, то у зрителей появится желание познакомиться с ним и обменяться контактами, а во время личных разговоров можно о многом договориться.
Также стоит использовать другие формы подачи информации. Например, компания STADA, с которой работал эксперт, на встречах с инвесторами обычно рассказывала о своей деятельности и работе отделов, однако в 2015 году на такой встрече с представителями венчурных компаний, оценивающих работу STADA в кризисный период, была представлена вся история развития компании в России, в т.ч. в сложных условиях. Информация подавалась в одном стиле, но на четырех разных языках. Такой подход к презентации позволил привлечь инвесторов.
Как не провалить собственный бенефис
Яркое публичное выступление стимулирует аудиторию поближе познакомиться со спикером и компанией, которую он представляет. Но как выступить удачно, особенно если раньше никогда этого не делал? Неслучайно страх сцены — один из самых распространенных. Однако при должном старании его можно обуздать. Бизнес–тренер, эксперт по подготовке к публичным выступлениям Виктория Казакова подчеркивает, что важно преподносить материал живо, интересно и с эмоциями. Сначала выступать не хочется, и это нормально, но при преодолении сопротивления начнет нарабатываться опыт и постепенно навык выступлений совершенствуется. Многие заранее боятся насмешек или нелестного мнения коллег о своих ораторских способностях, однако не надо прогнозировать то, что еще не произошло, ведь на практике все может быть по–другому, поэтому настраивайтесь на лучший сценарий.
Помните: вам уделяют самый важный жизненный ресурс — время, так что переключите внимание с себя на аудиторию. Выражение лица и эмоции у зрителей могут быть абсолютно разными, не считайте, что это связано исключительно с вашим выступлением.
Думайте, какую мысль желаете донести — без этого ваш доклад будет бессмысленным. Поставьте себе цель и задачу — например, стать более востребованным, и для этого нужно хорошо преподнести материал.
Важно контролировать тело, т.к. в состоянии стресса вырабатывается много адреналина. Наше состояние не совпадает с состоянием зрителя – он спокоен. Для стабилизации состояния стоит воспользоваться такой хитростью: напрячь тело, а затем расслабить его до максимума – эффект будет как от физических упражнений.
Что делать, если вы думаете, что плохо запомните текст или что-то забудете от волнения? Готовясь к выступлению, поделите лист пополам и на каждой карточке пропишите тезисы, текст писать не нужно — вы не найдете его в самый ответственный момент. Тезисы могут быть и на слайде, так что можно и посмотреть на экран. К слову, лучше выступать со слайдами — это дополнительная визуализация, которая будет держать внимание аудитории.
Залог уверенности на сцене — предварительная подготовка, ее откладывание на последний день чревато неудачей. Готовиться необходимо каждый день по 3–5 минут — прописывать тезисы, писать текст. Кроме того, уделите внимание манере поведения на площадке. Как показывает практика, до 80% спикеров заучивают текст, но это неправильно, поскольку он перестает быть живым. Лучше заучить тезисы и выстраивать речь по логике, тогда у вас будет план действий. Отступать от плана доклада нежелательно, т.к. вы зависите от тайминга. Боитесь, что вас перебьют неожиданными вопросами из зала? Перед выступлением попросите задавать их в конце. Помните: слушатели обращают внимание на внешний вид и то, как мы говорим, но на содержание — в последнюю очередь. Не забывайте смотреть на каждого слушателя, если зал маленький, или разделите аудиторию по флангам.
С началом пандемии большая часть мероприятий перешла в онлайн, и здесь правила выступлений и подводные камни несколько иные. Выяснилось, что выступать перед живой аудиторией проще, поскольку вы видите обратную связь. В онлайне же можно упустить важное и сложнее двигаться вперед – индикаторов понимания меньше. Чтобы понять, как воспринимается ваше выступление с экрана, потратьте время на тренировки перед камерой и посмотрите запись. Данный способ подскажет, над чем нужно поработать.
Я не самозванец!
Бывает, что компетентные сотрудники не верят в свои достижения и похвалу, считая их случайным стечением обстоятельств и боясь, что кто–то их разоблачит. Подобное явление называется в психологии "синдромом самозванца". Интегративный психолог Юлия Архипова отмечает, что он связан с рядом явлений, которые значительно снижают качество жизни — перфекционизмом, невротическим состоянием, депрессией, повышенной тревожностью и самосаботажем, т.е. сознательным торможением своей карьеры.
В 1979 году американский психолог Паулина Клэнс определила "синдром самозванца" как личностную особенность, сформированную в детстве под влиянием определенных обстоятельств и способную проявляться как в большей, так и в меньшей степени. Другие ученые считают данный синдром аффективным состоянием, в котором в определенный момент может оказаться каждый. Но в любом случае "синдром самозванца" опасен как для самого человека, так и для организации, где он работает.
П. Клэнс отмечает, что для "синдрома самозванца" характерны следующие проявления:
- Цикл "самозванца". Он начинается, когда перед человеком встает ответственная задача, например, выступить. Сначала появляется тревога, которая провоцирует негативные реакции — усиленную подготовку, приводящую к перенапряжению, или прокрастинацию. Причем при похвале от других в случае удачного завершения дела невроз усиливается. С каждым событием цикл повторяется и закрепляется.
- Когнитивная ошибка — способности супергероя. Например, если бы существовали способности, то не нужно было так тщательно готовиться к выступлению.
- Потребность быть особенным или самым лучшим.
- Боязнь неудачи/ошибки.
- Отрицание собственной компетентности.
- Страх успеха.
Борьба с "синдромом самозванца" должна вестись систематически, и здесь важна не только работа с психологом, но и самопомощь. Необходимо снимать общую тревогу, разбирать когнитивные ошибки, анализировать прошлый опыт и внутренний идеал. Что касается ошибок, то страх перед ними лечится их свершением, поэтому при выполнении задачи запланируйте две ошибки и сделайте их для спуска напряжения. Важно создать вокруг себя компетентное окружение, которое будет давать правильную оценку работы. Еще один шаг — завести себе дневник отличного будущего, где записывать рукой (это снижает тревогу), сколько хорошего ждет вас впереди!
По материалам вебинара "Профессиональный личный бренд в фарме" ( проект PharmPRO)