Законопроект о закупках у госфармаций готов к новым чтениям
Чем помогает "уникальность"
Единственным поставщиком обычно является областная, республиканская или краевая фармация, и такой централизованный подход имеет ряд плюсов. Во–первых, "эффект масштаба" дает возможность уменьшить цену фармпрепаратов и медизделий. Во–вторых, существенно снижаются риски, связанные с физическим наличием лекарств и их сроками годности. А если острые ситуации все же возникают — они могут быть максимально оперативно разрешены за счет складских резервов. Все перечисленные факторы повышают доступность мед– и фармпомощи для пациента.
Поэтому в различных уголках нашей страны очень ждут продолжения работы над законопроектом. Как сообщил депутат Госдумы, представитель бюджетно–налогового парламентского комитета А.З. Фаррахов, рассмотрение документа в двух чтениях – втором и третьем — запланировано сразу после региональной недели.
Всего год?
Вступившие в силу с 1 июля корректировки нормативно-правовой базы прекратили право госфармаций быть единственными поставщиками для медорганизаций и до завершения 2023-го работать в данном формате могут только те субъекты РФ, которые заранее заключили соответствующие договоренности. В сегодняшней же редакции готовящегося законопроекта отмечено, что "переходный период" для уникальных поставщиков продлится до первого июля следующего года, а затем они вынуждены будут перейти от правил Федерального закона №223-ФЗ к регламентации №44-ФЗ.
Как подчеркнул депутат, ряд положений последнего нуждается в корректировке. Например, требование о четверти закупок у предприятий МСП.
Экономические параметры и доступность фармпомощи
Предложение отменить данную 25%-ю «планку» для аптечных организаций ранее выдвинула ассоциация "СоюзФарма". Профессиональное объединение просит об исключении аптек формы ГУП и МУП из юрисдикции постановления Кабмина №1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Инициатива вполне резонная: и в льготном отпуске лекарств, и в изготовлении экстемпоральных препаратов задействованы, как правило, некоммерческие аптечные учреждения. Обязанность закупать необходимую продукцию и ингредиенты у МСП существенно осложняет их деятельность — и, к тому же, рискует сказаться собственно на доступности лекарственной помощи пациенту.
У малого предприятия субстанций для будущей жизнеспасающей микстуры может и не быть, либо они окажутся настолько дороги, что муниципальной аптеке придется всерьез задуматься о закрытии рецептурно–производственного отдела.
В некоторых случаях может не быть и самих небольших предприятий соответствующей специализации…
В конце июня в ходе заседания Экспертного совета думского комитета по охране здоровья, курирующего вопросы регулирования оборота лексредств и медизделий, в поддержку вышеназванной инициативы высказался глава комитета Госдумы Б.Н. Башанкаев. Он отметил, что ее необходимость обусловлена самой структурой фармрынка.