Аптечный онлайн: стабилизация после стремительного роста
Такие интернет–ресурсы сегодня представлены достаточно широко, при этом в 2023-м рост фармацевтического онлайна существенно замедлился. Повлиять на динамику электронной коммерции в фармотрасли могли "эффект высокой базы" двух предшествующих лет и усиливающееся давление маркетплейсов. Последние все активнее осваивают традиционный аптечный ассортимент, начиная с медицинской аппаратуры и биодобавок.
Динамика уменьшается, консолидация сохраняется
В 2023-м на долю онлайн–канала приходилось 16,6% национального фармрынка. В сравнении с предшествующим годом прирост составил одну десятую процента.
Структура интернет–сегмента кардинально не менялась. Он по-прежнему характеризовался высокой степенью консолидации: 88,8% от общей выручки "виртуальных" аптек (учитывая реализацию парафармацевтики) приходилось на "первую двадцатку" компаний.
Одиннадцать организаций из этого рейтинга в прошедшем году ощутимо прирастали и показали финансовую динамику выше среднеарифметической. Примеров значительного спада среди ТОР-20 отмечено не было, скорее, спрос начал стабилизироваться после ажиотажной ситуации 2022-го.
Офлайн как фундамент для онлайна
Первенство по росту объемов онлайн-реализации сохранила петербургская сеть "Алоэ". Дистанционные продажи лекарств и парафармацевтики сети увеличились в 4,71 раза в сравнении с предыдущим годом. Здесь, конечно же, сыграла свою роль стартовая фаза, однако данный пример кратного роста в 2023 г. был единственным для "первой двадцатки" интернет–сегмента.
Значительный прирост наблюдался также у "Ютеки" (+79%), у самарской "Имплозии" (+56%) и краснодарского "Апреля" (+54%).
Нельзя не отметить и динамику интернет–сервиса "Здравсити" — +21%. Как отмечают аналитики, в данном случае остается значительный потенциал для роста. Не в последнюю очередь благодаря наличию развитой базовой инфраструктуры из стационарных аптек.
Есть и отрицательные результаты: на 0,4% сократились онлайн–продажи у крупнейшего представителя дистанционного фармритейла — "Аптека.ру", на 1% — у "Монастырев.РФ".
Результаты 2023 г.: тенденция к стабилизации
В минувшем году наши соотечественники забронировали онлайн и приобрели с доставкой на дом лекарственные препараты и парафармацевтику общей стоимостью 326,4 млрд. рублей (в розничных ценах с учетом НДС). Это на 10,8% больше, чем показатели 2022 года. Опережает e-comm и среднюю денежную динамику фармрынка, составившую в 2023-м 9,7%, однако является значительно меньшей, чем результаты двух предшествующих лет: рост на 53% — в 2021 году, на 40% — в 2022-м.
Изменения вполне логичны, ведь еще совсем недавно интернет–сегмент стоял на старте. А этот этап характеризуется высокими темпами роста, независимо от специфики отрасли.
Источник: RNC Pharma