Дистрибуция: на смену онлайн–аптекам — развитие производств
Фармсектор постарался подготовиться
Что касается размеров инфляции, то, даже будучи довольно высокой, она, к счастью, все–таки не превышала исторических максимумов. Однако на работу отрасли в значительной степени влиял ряд внешних факторов внеэкономического характера.
Когда, при приближении наступающего 2023 г., их влияние значительно уменьшилось, экономические проблемы вновь заявили о себе — и объемы реализации лекарств также сократились. При этом кризисная ситуация возникла даже позднее, чем прогнозировалось. Как отмечают аналитики RNC Pharma, ее длительность тоже может оказаться не столь велика — однако стоит иметь в виду и менее оптимистичные сценарии. Так и поступили предприятия фармотрасли: в большинстве своем они постарались подготовиться к сегодняшней обстановке.
Ряд фармдистрибуторов, например, расширил инвестактивность, одновременно сменив ее ключевые акценты. В 2020-2022 г. оптовый сегмент большей частью развивал онлайн, а сегодня заинтересовался производственными функциями. Чем вызвана столь резкая «перемена вектора»?
Вложения в будущее
С одной стороны, интернет-реализация лекарств близка к исчерпанию резервов роста, однако компании продолжают работу в данном направлении. С другой стороны, нельзя не учитывать положительную динамику развития фармпрома и ряд достижений минувшего 2022-го в данной области.
Поэтому представляется достаточно рациональным приобретение одним из дистрибуторов «первой тройки» вначале калужского производителя фармсубстанций, затем небольшой доли в санкт–петербургском производстве АФИ. Данный опыт для оптовой компании не уникален. Шесть лет назад, в 2017 г., в результате соглашения о приобретении активов производства «Рафарма», фармдистрибутор стал владельцем подмосковного производственного участка на базе академического Института проблем химфизики. Этот участок рассматривался также как площадка по малотоннажному выпуску активных ингредиентов для будущих лекарств. Направление исключительно важное, к тому же, особенно необходимое для полноценного импортозамещения. И особенно перспективное в сегодняшних условиях, когда санкционная обстановка дает национальному фармпрому редчайший шанс для активного развития.
Также интересно, что вновь продолжается дискуссия о дополнении спектра полномочий Центра лекобеспечения в сфере закупок. Поступательное развитие данного процесса может скорректировать организационную структуру работы фармпредприятий в госсегменте – и при этом дать дополнительный стимул лекарственному импортозамещению. Здесь будут необходимы и логистические компетенции крупнейших фармдистрибуторов, что с большой вероятностью станет новым вкладом в развитие данного направления.