Фармотрасль в эпоху перемен
Прошедший год был сравнительно спокойным с экономической точки зрения, с умеренным ростом фармрынка. Однако именно тогда возникли или укрепились тенденции в развитии и регулировании отрасли, набирающие планируемую мощность в наступившем 2024-м. О предварительных итогах, оперативных планах и наиболее вероятных прогнозах — Тема номера.
Юридические моменты минувшего года
Новый порядок допуска студентов вузов к работе в аптеках. Старт экспериментального проекта по дистанционной продаже рецептурных препаратов. Обновленная номенклатура должностей фармацевтических специалистов (и предложение исключить должность провизора-технолога, к счастью, отмененное Минздравом в декабре минувшего года). Долгожданное уточнение квалификационных требований, благодаря которому заведующий аптечной организацией наконец-то вправе выйти за "первый стол" вместо заболевшего сотрудника, а смена специальности — при возникновении такой необходимости — также становится проще. И, конечно, не менее долгожданное принятие Стратегии "Фарма-2030".
Закон "о производственных аптеках", снявший часть ограничений для экстемпорального изготовления лекарств, но пока что оставивший самый главный барьер: аптека все еще не может предложить пациенту препараты, аналогичные зарегистрированным "промышленным" формам (а ведь они могут в любой момент оказаться в дефектуре). Новые правила работы производственной аптеки. Целая серия изменений в системе маркировки: прекращение действия уведомительного режима, усиление контроля над движением сильнодействующих лекпрепаратов и этанола, открытие доступа к данным МДЛП для ряда регуляторных органов, обязанность вносить в систему сведения о некоторых категориях отпускаемых пациентам рецептурных медикаментов ("учетных", "льготных" и реализуемых удаленно). Плюс включение в область мониторинга нескольких видов нелекарственного ассортимента — биодобавок, медизделий и антисептиков. Доработка системы ЕГИСЗ, предусматривающая в частности контроль внесения аптечными организациями данных в реестр медорганизаций и регистр медработников (напомним, что данное требование в минувшем году стало лицензионным).
Вот те основные события, которыми мог запомниться 2023 год, если рассматривать развитие фармацевтической отрасли с правовой точки зрения.
Стабильность рынка плюс ужесточение конкуренции
С экономической точки зрения 2023 год оказался чуть менее богатым на события. Как отмечает гендиректор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов, главным из этих событий оказалась стабильная ситуация — на фоне пандемийного и ажиотажного спроса предшествующих периодов. Для процесса реализации лекарств и парафармацевтики это действительно так, за исключением ухода нескольких востребованных зарубежных препаратов (например, тех же "Оземпика" и "Микардиса"), с последствиями чего в усиленном режиме решает вопрос отечественный фармпром.
А вот стартовавшие не один год назад тенденции развития аптечного сегмента продолжали набирать обороты: как считает Виктория Лесникова, коммерческий директор Ассоциации новых независимых аптек "АннА" (Воронеж), минувший год прошел под знаком ужесточения конкуренции — и с данным мнением трудно не согласиться.
Согласно информации DSM Group, около половины аптечных точек в нашей стране входят в состав крупных сетей, а вот численность независимых аптек с 2019 г. сократилась почти на четверть. Тенденция к росту доли "больших форматов" и снижению доли малых аптечных организаций, таким образом, стала долгосрочной и, по всей видимости, нуждается в корректировке с помощью тех или иных мер поддержки. Особенно с учетом географической составляющей: чем меньше населенный пункт, тем меньше в нем доступ к фармацевтической помощи. Увеличение сегмента фармрозницы сельскую местность, например, практически не затрагивает.
Фармпром: период наработанной устойчивости
Что касается фармацевтической промышленности, то она восприняла минувший год как год адаптации к существенно изменившейся внешней среде. И это не означает, что все острые вопросы уже нашли свое решение. Речь скорее о формировании определенной степени устойчивости. "По крайней мере, на те новые вызовы, которые бросает нам суровая действительность, мы научились отвечать и воспринимаем их уже не с такой тревогой, как это было в начале ковидной пандемии, — комментирует ситуацию гендиректор АРФП Виктор Дмитриев. — Теперь остается чувство собранности, помогающее искать верные выходы из ситуации, продолжать работать и двигаться вперед. Это важнейший положительный момент".
Лилия Титова, исполнительный директор СПФО, считает главным достижением минувшего года то, что фармсектор показал свою стабильность. Отрасль продолжает развиваться, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, геополитическую и экономическую ситуацию. Особенно значимый рост показала отечественная фарминдустрия, поставившая основной акцент своего развития на импортозамещении. Производство субстанций, ценообразование препаратов, оптимизация логистических цепочек, переход на производственное оборудование российских производителей, функционирование единого рынка ЕАЭС — этим вопросам в течение года уделялось особое внимание. Перечисленные задачи остаются актуальными и в новом 2024 году.
Фармрозница: без серьезных перемен
Прогнозы экспертов по аптечному сегменту достаточно подробны и содержат немало предположений. Здесь нет детального отраслевого планирования и системного стратегического подхода. Предполагается, что ситуация останется стабильной, но эта стабильность будет особого свойства. "Положение дел в фармацевтической рознице таково, что 2024 год едва ли принесет серьезные перемены. Ведь все процессы, наблюдаемые сегодня, движутся в хорошо знакомом русле, которое обозначилось не год и не два назад. Поэтому стоит предположить, что имеющиеся направления сохранятся, — подчеркивает гендиректор рязанской аптечной сети "Аптека Фарма" Александр Миронов. — И на первом месте останется тенденция к консолидации".
Укрупнение, скорее всего, будет происходить по прежним хорошо знакомым сценариям, при этом положение индивидуальных аптек рискует усложниться — пусть и опять же в рамках общих трендов. В зависимости от реакций профессионального сообщества названный сценарий может быть так или иначе скорректирован.
"Аномальный рост количества аптек, который мы наблюдаем в последние годы, рано или поздно должен прекратиться", — прогнозирует глава ПАО "Аптечная сеть 36,6" Александр Кузин. Важным фактором может стать и смена поколений владельцев аптек: руководители с многолетним опытом, выстоявшие во времена целой серии кризисов, зачастую вынуждены "сдавать пост" профессиональным инвесторам, применяющим абсолютно новый подход. "Сегодня экономическая эффективность жизненно необходима и безусловное преимущество получают крупные устойчивые аптечные сети, — замечает Кузин. — Небольшие игроки пока еще держатся на плаву, но скоро это изменится, если государство не предоставит им льготы или преференции".
Электронная коммерция
Важным элементом аптечной реализации стали онлайн-площадки. "Мы живем в эпоху господства маркетплейсов, — подчеркивает Настасья Иванова, директор ООО "Интер-С Групп". — В текущем году быстрые темпы прироста рынка электронной коммерции с большой вероятностью сохранятся. И если по итогам прошлого года долю онлайна можно предварительно оценить в 13%, то в этом году она может достигнуть 15-16%, продолжая увеличивать свою долю за счет реальной аптечной организации".
Несмотря на прирост рынка онлайн–продаж, перспективным IT–специалисты считают создание участниками е–com экосистем, объединяющих цикл собственных и партнерских сервисов — от записи к врачу, телемедицину, онлайн–консультации специалистов аптек и покупки, создание чат-ботов аптек для покупателя. Разумеется, такая система должна быть персонифицирована.
В минувшем году выросло давление маркетплейсов на традиционную аптеку в части продаж медтехники и парафармации. Аптека теряет объемы реализации по ним, а онлайн-ритейл показывает кратный рост продаж.
О дефектуре
В последние несколько лет в жизни отрасли (а вместе с ней и покупателя–пациента) прочно обосновалось слово "дефектура". Фармпром активно борется с этой проблемой, оперативно готовя замену уходящим препаратам. В некоторых случаях причины экономические: отказ от поставок происходит потому, что у препарата существует много аналогов по более доступной цене. Как это произошло, например, с "Микардисом".
Несмотря на появление большого количества отечественных препаратов по импортозамещению в 2022-2023 гг., зависимость от импорта сохраняется и по готовым формам, и по фармсубстанциям, и по комплектующим.
Для того, чтобы бороться с дефектурой, кроме внимания фармпрома важна проактивная позиция регулятора для оперативного решения вопросов с дефицитом и предотвращения его возникновения, убежден Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma. Режим ускоренной регистрации и максимальные преференции для компаний, производящих аналоги уходящих препаратов, позволят значительно продвинуться в решении вопроса по дефектуре лекарств.
Аптеке в борьбе с дефектурой необходимо оперативно корректировать ассортимент, подбирая и закупая аналоги и держа руку на пульсе общей информации по уходу препаратов с рынка.
Как уточнить "фармацевтический гороскоп"?
Любой прогноз — это руководство к действию. Зная, каковы максимально вероятные сценарии изменений экономико–управленческой среды, можно успеть принять меры, которые помогут выстоять и развиваться в данной обстановке. А если получится — то и скорректировать воздействие внешних факторов, чтобы "климат" в отрасли и вокруг нее стал более благоприятным.
Для фармпрома, например, наши собеседники предложили детальный список задач, способный достаточно эффективно дополнить план выполнения Стратегии "Фарма-2030". И даже содействовать развитию других отраслей национальной экономики. Как замечает Настасья Иванова, важно обратить внимание на смежные сферы — такие как химическая промышленность, микробиология и приборостроение. Тем более что в области производства фармсубстанций и того же приборостроения уровень импортозависимости действительно высок.
Значительную роль играет и подход к управлению отраслью в целом. Следует повышать технологический суверенитет и в общем уровень автономности, считает Виктор Дмитриев, при этом в экономике должны применяться целесообразные в сегодняшней ситуации элементы планового подхода. Грамотное планирование позволяет максимально легко и безопасно проходить различные периоды турбулентности, а на их скорейшее завершение сегодня едва ли стоит рассчитывать.
Конкретно в фармотрасли необходимо снять риски по доступности многих препаратов и оперативно решить вопрос об упрощении регистрации дженериков и перерегистрации препаратов на общем рынке ЕАЭС, который сейчас сопряжен со многими трудностями.
Если же говорить о краткосрочном, годичном планировании, то его горизонты хорошо известны, отмечает Настасья Иванова. Основными задачами в новом году остаются:
- развитие импортозамещения, в первую очередь, производств фармсубстанций и стратегически значимых препаратов;
- дальнейшая оптимизация логистических цепочек;
- постепенный переход на отечественное оборудование;
- поиск поставщиков из дружественных стран.
Важно обратить внимание и на евразийское регулирование. "Правила взаимозаменяемости лекпрепаратов вроде бы не распространяются на единый рынок ЕАЭС, но вместе с тем, согласно национальным правилам, данное определение — в своей нынешней редакции — содержит серьезные риски для доступности многих видов фармакотерапии. Поэтому нужно уточнить некоторые положения закона "Об обращении лекарственных cредств", — замечает Лилия Титова. Ряд вопросов возникает и в процессе регистрации препаратов на территории союза, однако следует отметить, что при условии верного выбора подходов эти вопросы решаемы.
Сохранить традиционную аптеку
В ходе диалога с экспертами прозвучал и ряд предложений по улучшению положения дел в современной фармации. Например, один из острых вопросов наступившего года — формирующаяся оппозиция традиционной и виртуальной аптеки, ведь интернет–ритейл (в т.ч. непрофильный) начал играть на том же поле, что и классическая фармация. И прогнозы по данному поводу далеко не оптимистичны.
"Потребность в e-com-канале растет, но и офлайн-аптеки по-прежнему выполняют важную социальную функцию, обеспечивают граждан лекарствами и "разгружают" систему здравоохранения. Это невероятно ценно. У каждого человека должна быть возможность прийти в обычную стационарную аптеку, получить консультацию фармацевта, посоветоваться, ощутить поддержку", — замечает коммерческий директор "Аптечной сети 36,6" Сергей Демин. В сегодняшних условиях помощь необходима и самой классической аптеке. По мнению нашего собеседника, одним из эффективных ее инструментов способно стать снижение комиссии за эквайринг для аптечных организаций. Данная мера действительно необходима, но, к сожалению, едва ли достаточна.
Возможна ли аптека без науки и здравоохранения?
Фармации — в силу ее особой социальной значимости — необходимы и другие льготы. Чтобы установить их, нужен один важный шаг системного характера, обсуждаемый уже многие годы. "В 2023-м мы не раз обращали внимание на необходимость сменить код ОКВЭД для аптечных организаций и вернуть их в систему здравоохранения. В 2024-м работа в данном направлении будет продолжена, как и в целом диалог с регулятором, — комментирует Виктория Лесникова. — Надеемся, что нас услышат и в стране вновь сформируется единая система управления фармацевтическим сектором. А пока аптеки, к сожалению, находятся в крайне неоднозначной ситуации".
Фармацевтическая помощь по своей сути принадлежит системе здравоохранения, а не сфере ритейла. Чтобы восстановить нарушенные взаимосвязи, вместе с определением необходимого кода ОКВЭД и установлением надлежащих льгот следует вернуться к диалогу аптеки и научного сообщества.
Один из возможных способов достичь этой цели на практике содержится в самой системе НМиФО. Как замечает Артур Гайсаров, доцент кафедры управления и экономики фармации Башкирского государственного медуниверситета, могут быть интересны обучающие курсы по материалам диссертационных исследований, выполняемых на мед– и фармфакультетах. Такой подход полезен и для эффективного внедрения полученных исследовательских результатов, и для полноценного ознакомления провизоров и фармацевтов с новейшими научными данными. Ведь фармация не стоит на месте и всегда остается наукоемкой отраслью, что верно не только для промышленности, но и для аптеки. Без которой не было бы и самой лекарственной индустрии.
Минувший год прошел без сильных потрясений, к которым мы уже привыкли за последнее время. Влияние ковида ослабло, ажиотажный спрос тоже сошел на нет. В новых экономических условиях, когда из-за инфляции снижается покупательская способность населения, основная борьба разворачивается за лояльность клиентов.
Самое главное достижение минувшего года — в том, что фармацевтический сектор показал свою стабильность. Отрасль продолжает развиваться, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, геополитическую и экономическую ситуацию.
Cитуация с лекарственной дефектурой в 2023 г., в общем–то, носила единичный характер. Причем в каждом из этих нескольких случаев причины ухода препаратов с национального фармрынка различались.
Ситуация в фармацевтической рознице такова, что 2024 год едва ли принесет серьезные перемены. Ведь все процессы, наблюдаемые сегодня, движутся в хорошо знакомом русле, которое обозначилось не год и не два назад. Поэтому стоит предположить, что имеющиеся тенденции сохранятся. И на первом месте останется тенденция к консолидации.
Прошедший 2023 год с точки зрения нормативного регулирования фармацевтической отрасли в целом (и ее аптечного сегмента в частности) можно назвать относительно спокойным. Предприятия и регуляторы преследовали цели наладить основные процессы, стабилизировать планомерную работу в непростых условиях..
2023 год особенно запомнился тем, что фармотрасль адаптировалась к сложившейся обстановке. Наверное, термин "адаптация" все же не совсем точен, ведь процесс приспособления к меняющейся действительности происходит всегда, в любое время и в любой сфере.
В 2023 году мы наблюдали стагнацию фармрынка: он показывал сдержанные темпы роста в денежном аспекте (в основном за счет инфляции) и падение в натуральном выражении.
2023-й год запомнился, наверное, тем, что ускорил доступ будущих специалистов к профессиональной практике. Уже 1 января вступил в силу приказ Минздрава №715н, в соответствии с которым студенты, успешно прошедшие как минимум три курса обучения в вузе по специальности "Фармация", получили возможность быть принятыми в аптеку на должность фармацевта, а ранее это разрешалось только после завершения четвертого курса.
В завершившемся 2023 году основными задачами российской фармацевтической индустрии оставались достижение импортозамещения на всех этапах производства лекарств, поиск надежных зарубежных поставщиков, а также оптимизация логистических цепочек.
2023 год не давал нам скучать. Он был богатым на события, предлагал решать задачи повышенной сложности, вынуждал принимать непростые, нестандартные и одновременно взвешенные решения. Но, несмотря на это, мы с достоинством его пережили.
Чтобы минимизировать зависимость от западной фармпродукции и нарастить число отечественных разработок, очень важно, чтобы в 2024 году продолжилась поддержка национальных производителей — в первую очередь, активным законотворчеством и увеличением бюджетного финансирования.
Минувший год был наполнен многочисленными знаковыми событиями как в регулировании фармотрасли, так и в самом бизнесе. Самое главное из них — стабильная ситуация на рынке на фоне пандемийного и ажиотажного спроса прошлых периодов.
В минувшем году, благодаря основательному товарному запасу по таким SKU как вильпрафен, микардис и т.д., мы не особенно ощущали падения в категориях для данных лекарств.
Несмотря на негативные внешние факторы (такие, как повышение ключевой ставки, колебания курса валют, снижение доходов населения, и, как следствие, покупательской способности), 2023 год для отрасли оказался гораздо более удачным, чем можно было ожидать.