07.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
07.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Фармрынок на дороге с острыми поворотами

COVID–19, динамику цен на нефть, курсы валют и другие факторы, которые привели к серьезным изменениям на фармацевтическом рынке, Николай Демидов, генеральный директор IQVIA, член Координационного совета РАФМ, сравнил с острыми поворотами.

Эксперты обсудили итоги I полугодия 2020 г. на российском фармацевтическом рынке на заседании РАФМ, прошедшем на этот раз в онлайн–формате.

На рынке начала действовать система маркировки (пока идет переходный период, аптечные организации, по данным эксперта, просят фармкомпании поставлять как можно больше немаркированного товара, что позволяет более эффективно работать с товаром, не тратя часы на приемку); стала реальностью дистанционная торговля лекарствами и товарами из аптечного ассортимента (при этом, как только закончился карантин, количество заказов онлайн резко снизилось); в тяжелой ситуации оказались мед– и фармпредставители, а вместе с ними и бюджеты фармацевтических компаний, выделяемые на продвижение продукции (в апреле — мае среднее количество визитов medreps в аптеки и ЛПУ к врачам снизилось до абсолютного минимума, от 1 до 3 визитов в день, в июне произошло заметное восстановление до уровня 5,8–6,6 визитов, в августе показатели вышли на максимум после начала карантина — порядка 7 визитов). "Это означает, что цена одного визита значительно возросла и добавила головной боли менеджерам, бюджеты перераспределяются в пользу других каналов продвижения, например, digital. Скорее всего, физическую армию мед– и фармпредставителей ожидает реструктуризация или сокращение", — отметил Николай Демидов.

ДемидовНиколай

В кризисе оказалась и промоционная активность: у компаний возникли большие вопросы по поводу необходимости и валидности тех бонусов, которые они должны платить аптекам за достижение ими показателей в период карантина, а также влияния на фармацевтов в период роста онлайн–заказов, когда рекомендация сотрудника первого стола становится не столь мощным инструментом, каким она была последние годы.

"Для прогноза развития рынка коронавирус — это, с одной стороны, супердрайвер и, с другой, супертормоз, который нанес мощный удар по российской экономике", — сказал Николай Демидов.

Розничный сегмент за 7 месяцев 2020 г., несмотря на очень хороший показатель I квартала (+16%), приземлился, по выражению эксперта, на динамике +5%, вернулся к сокращению натуральных объемов рынка, что подтверждает прохладную оценку способности российского рынка в ближайшем будущем при имеющемся макроэкономическом фоне развиваться быстрыми темпами.

На фармрынок также повлияли государственный сектор закупок, смещение в сторону покупок более дорогих продуктов, вывод на рынок дорогостоящих лекарственных препаратов.

По данным, представленным генеральным директором IQVIA, после взлета показателей, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, в I кв. 2020 г. за счет мартовских показателей, во II квартале рынок резко ушел вниз в рублях (–4,6%) и в натуральном выражении в упаковках (–9,1%).

В этом году Москва не помогает фармрынку в плане поддержания позитивной динамики относительно прошлых лет. Как рецептурный, так и безрецептурный сегмент довольно вяло ведут себя в столице, в отличие от Санкт–Петербурга, где ОТС–препараты, несмотря на понятное снижение после 15–й недели года, растут достаточно уверенно (8%). Это же можно сказать и про рецептурный сегмент (около 6%). "Остальная Россия, которая живет за пределами Москвы, Московской обл., Санкт-Петербурга, скорее демонстрирует тенденцию к росту рынка. Это тоже поворот в 2020 г.", — подчеркнул Демидов. Он оценил ожидаемую динамику роста рынка между 5 и 7%. В 2021 г. динамика аптечного сегмента рынка будет находиться в диапазоне 3–4%.

Свою оценку развитию фармрынка дала и Анна Ермолаева, генеральный директор компании ALPHArm, член Координационного совета РАФМ.

АннаЕрмолаева

Прирост фармрынка в целом в рублях в первом полугодии составил +18%. Фармритейл по итогам I полугодия демонстрирует +8%. Спикер отметила, что пик продаж (54%) пришелся на март, когда в начале карантина потребители закупали лекарственные средства впрок.

Рост продаж БАД был незначительным, а вот основной прирост сгенерировали антисептики, медицинские маски, препараты ОТС–сегмента.

"Было опасение, что с началом доставки лекарственных препаратов начнет сокращаться количество аптек. Но впервые по результатам второго квартала было зафиксировано незначительное снижение количества аптечных точек", — рассказала Анна Ермолаева. Прирастают по количеству точек сети "Магнит–Аптека", "Ригла" и "Имплозия". Московская, Ростовская обл., Краснодарский край лидируют в появлении новых аптечных точек, антилидеры — Белгородская, Нижегородская обл., которые, наоборот, закрывают аптеки. В ТОР–10 аптечных сетей по приросту выручки до и во время пандемии на первом месте находится "Магнит–Аптека".

Анна Ермолаева представила в цифрах структуру онлайн–продаж в аптеках. По итогам 2019 г. объем рынка онлайн–бронирования составил 7–8%. В текущем году цифры принципиально не изменились: 7,5% — в мае и 6,9% — в июле. Средний чек онлайн-бронирования превышает средний чек в офлайн–аптеке примерно в 4 раза.

"Розничный рынок, по нашим прогнозам, будет в этом году в нулевых значениях. Из положительных моментов — ожидание роста, не двузначного уже, но +4–6% на ближайшие три года", — поделилась данными руководитель ALPHArm.

ПЛОДОТВОРНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ МАРКЕТИНГА

О фармацевтическом рынке с точки зрения маркетинга, новых каналов продвижения препаратов и источников информации для врачей и фармацевтов рассказал Олег Фельдман, сопредседатель подразделения Healthcare компании Ipsos, сопредседатель Координационного совета РАФМ.

ФельдманОлег

По данным опроса, проведенного компанией, за время пандемии 57% потребителей отметили, что они стали внимательнее относиться к своему здоровью. Тревогу вызывал не только сам коронавирус и боязнь заразиться, но и отказ от привычного образа жизни. Еще одни данные: 18% населения покупали лекарственные препараты через интернет. Доля всех онлайн-операций в аптеках при бронировании примерно та же — 18,5%. Покупки можно разделить на три канала:

  • онлайн-покупки в интернет-аптеках — 68%;
  • онлайн-покупки на сайтах аптечных сетей — 36%;
  • в интернет-магазинах — 12%.

Для покупок онлайн есть и свои барьеры: люди боятся получить подделку или не тот препарат, оставлять персональные данные, беспокоятся о сроке годности заказанных препаратов и отсутствии консультации фармацевта.

В целом потребители разделились во мнениях, где покупать лекарства: 42% считают, что им все равно, где это делать (магазин, интернет или аптека), а 65% отметили, что возможность покупать лекарства онлайн важна не только во время эпидемии.

Олег Фельдман подчеркнул, что сейчас "время, плодотворное с точки зрения маркетинга, и что за мозги потребителей в новых условиях стоит всем побороться".

Он также отметил такой факт, как общее снижение потока пациентов на приеме у врачей из-за ограничительных мер во время пандемии (педиатры пострадали больше всех, посещения снизились на 24,3%). Как результат, изменение пациентопотока отразилось на общем объеме назначений отслеживаемой выписки лекарственных препаратов, а также в выписке на каждого врача (диапазон изменений составил от 16,4 до 24,3% по разным специальностям). В июле эта динамика сохранилась.

По мнению Фельдмана, кризис дал толчок к изменениям каналов продвижения лекарственных препаратов. COVID-19 поставил всех перед простой ситуацией: общаться непосредственно стало невозможно. Каналы digital вышли на первый план. Количество сообщений, виртуальных контактов между врачами, фармацевтами и медпредами значительно возросло в этот период. В аптеках digital (в разных его проявлениях) вырос с 11 до 31%, у врачей — до 74% в целом.

Но, добавил Олег Фельдман, после завершения ограничительных мер визиты медицинских представителей face-to-face восстановились до 75%. Несмотря на прогрессивность виртуального общения, другого простого и эффективного механизма воздействия на целевые аудитории (врачи и фармацевты) просто нет.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024