20.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024 18+
20.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Грамотный диалог бизнеса и государства

Учитывая социальную значимость фармацевтической отрасли и роль в обеспечении национальной безопасности страны, в последние годы государство стало усиливать ее регулирование. Это заставляет бизнес эффективнее взаимодействовать с органами власти, выстраивать грамотный диалог в интересах обеих сторон. Об этом шла речь на XII Форуме финансовых директоров фармбизнеса Pharma CFO–2023.

Новые подходы

Ключевые вопросы взаимодействия фармацевтических компаний с государственными структурами рассмотрели участники состоявшегося в рамках форума круглого стола. Анна Рувинская, директор практики по оказанию услуг компаниям фармацевтической и медико–биологической отрасли компании "Технологии доверия", обратила внимание на изменения в подходах налоговых органов к некоторым вопросам в налоговых спорах. Это хорошо демонстрируют приведенные ею случаи из практики компании.

В частности, в деле "БСХ Бытовые приборы" (дочернее предприятие немецкого концерна BSH Hausgeräte GmbH, которое занимается продажей и сервисным обслуживанием бытовой техники под торговыми марками Bosch и Siemens) налоговыми органами был оспорен вычет процента по внутригрупповым займам и связанных курсовых разниц. По мнению инспекции, кассовый разрыв создан искусственно — за счет установления сроков оплаты по внутригрупповым поставкам значительно ниже, чем сроки оплаты с независимыми покупателями. Экономическая обоснованность процентов не подтверждается.

На решение повлияли следующие аргументы налоговой инспекции. Выстроенная модель бизнеса возможна только с участием взаимозависимых компаний и выгодна группе, а не российскому налогоплательщику, и была использована группой только в РФ. В результате систематического рефинансирования займов у налогоплательщика был постоянный убыток. Иностранная материнская компания контролировала построение бизнеса в РФ и была информирована о финансовой ситуации налогоплательщика. Налогоплательщик не смог бы привлечь внешнее финансирование из-за низкого кредитного рейтинга. Согласно проведенного анализа налогоплательщик не нуждался в заемных средствах, поступления по займам не зависели от реальной потребности в денежных средствах. Российские компании, занятые в аналогичном бизнесе, оплачивают импортируемые товары в сроки, сопоставимые со сроками получения оплаты от покупателей.

"Из этого дела вас должно насторожить следующее. Если вы в ситуации, когда у вас внутригрупповой заем, компания в убытках и есть хоть какой-то кассовый разрыв — 5 дней, 2 недели, вам надо посмотреть внимательно на вашу ситуацию и подумать, как вы будете защищаться, если к вам придут с вопросом, чем вы отличаетесь от Bosch", — посоветовала Анна Рувинская.

В деле "НоваМедика" маркетинговые услуги были переквалифицированы для целей НДС. С позиции налоговиков, услуги, оказанные налогоплательщиком в пользу иностранного покупателя, носят не маркетинговый или рекламный, а информационный характер и подлежат обложению НДС. Документы, проанализированные в ходе проверки, не свидетельствуют о проведенном налогоплательщиком анализе потенциальных возможностей рынка, осведомленности о ней потребителей, покупательских привычках потребителей, анализе факторов, влияющих на развитие рынка и т.д. Доведение информации о продукции осуществлялось ограниченному кругу лиц (участникам конференций и круглых столов, представителям аптек, врачам), что не позволяет квалифицировать услуги как рекламные.

Рекомендации, которые в связи с этим делом дала эксперт, — пересмотреть имеющиеся у компаний документы и подумать, смогут ли они подтвердить маркетинговую природу услуг: "Это не впервые, когда налоговые органы привязываются к НДС на маркетинг. Есть и другие истории у фармкомпаний, которые до судов не доходили, но там тоже был большой сюрприз для самой компании. За годы жизни компании многие документы не сохранились, потерялись. Сейчас прозвучал такой звоночек для тех, кто живет с маркетинговыми договорами — посмотрите на них еще раз".

В случаях с делами компаний "Шанель", "Пул энд Беар СНГ" и "Бершка СНГ" Верховный суд РФ принял решение о включении дивидендов в таможенную стоимость. Согласно судебному вердикту, внутригрупповые сделки по поставке товаров создают возможность манипулирования ценами, основной доход налогоплательщика получен от перепродажи товаров, следовательно, прибыль напрямую связана с закупкой, а дивиденды, роялти по экономической сущности являются платежами, связанными с импортируемыми товарами.

Последствиями включения дивидендов, роялти в таможенную стоимость для указанных компаний стали дополнительная таможенная пошлина, дополнительный таможенный НДС, а также административные штрафы (50-200% от общей суммы пошлины и НДС). Неприятен и еще один момент, отметила эксперт. Административная ответственность может наступить не для компании, а для таможенного брокера, и тогда управлять процессом и защищаться будет очень сложно: "Потому что таможенный брокер себя более спокойно чувствует, он, если что, все эти штрафы может перевыставить на компанию. Когда вы заключаете договор с таможенным брокером, смотрите внимательно на его ответственность и обязанности. Это один из примеров, когда очень важно правильное описание ответственности и обязанности по защите в случае вопросов со стороны таможенных органов".

Об опыте взаимодействия с госорганом, но уже с Минфином, рассказала Наталья Новская, финансовый директор Elanco. По ее словам, многие сейчас столкнулись с ограничениями по выплатам дивидендов — сумма определена в 10 млн. рублей в месяц, 120 млн. в год. Для некоторых компаний такая сумма крайне мала, но, чтобы увеличить ее, требуется персональное разрешение министерства.

По мнению Натальи Новской, подкрепленному мнением коллег–консультантов, регулятор дает Минфину возможность выдавать положительно большое количество решений компаниям, которые обращаются с такой просьбой. Для этого необходимо заполнить простую форму, внести в нее базовую информацию о компании, а также базовые данные по выручке, персоналу, бухгалтерской отчетности, и указать сумму, которую компания хотела бы выплатить материнской компании в качестве дивидендов.

Выплата дивидендов

Специалист при этом выделила несколько моментов, которые не лежат на поверхности, но которые следует учитывать компаниям. В частности, совет не обращаться за большой суммой: если сумма дивидендов за год превышает 300 млн руб., лучше разбить ее либо на полгода, либо сделать запрос в отношении квартальных дивидендов. Второй нюанс, который следует учитывать, связан с выручкой: Минфин при выдаче разрешения обращает внимание на то, что выручка за текущий и последующие периоды не должна быть ниже, чем за период, за который компания просит перевести дивиденды. И последний важный момент – это среднесписочная численность персонала. Здесь со стороны Минфина есть рекомендация — не уменьшать значительно (более чем на 10%) количество персонала.

"Соблюдая три таких достаточно простых рекомендации, мы получаем замечательную возможность перевести тот объем дивидендов, который необходим. Пусть не сразу с момента подачи заявления (в нашей компании срок составил 3 месяца с момента обращения) и только в отношении какой-то квартальной или полугодовой суммы, но в любом случае дальнейшие обращения уже будут гораздо проще, и вы уже будете знакомы с этой процедурой", — заключила Наталья Новская.

Химия как проблема

Сегодня ни одно мероприятие в отрасли не обходится без обсуждения Стратегии "Фарма-2030". Один из главных вопросов — каким образом финансировать разработки инновационных препаратов? Много говорится о поддержке, которую государство обещает в плане субсидий, льготного кредитования компаниям, которые занимаются НИОКР. Но насколько компании реально воспользуются этой льготой?

Ковач Беньямин

Рассуждая на эту тему, Беньямин Ковач, независимый эксперт, сказал, что вопрос сложный, опыт показывает, что основную проблему в России на сегодняшний день представляет химия: "Базовая химия, прежде всего малотоннажная, в России не развита. После развала Советского Союза это направление было уничтожено". В отношении планов фармпромышленности производить 80% субстанций для препаратов из перечня ЖНВЛП в России он настроен скептически. Субсидии, которые даются, лишь относительно помогут инновационным продуктам, и налоговый вычет много не поможет, считает эксперт.

Фокус на полный цикл производства, лекарственный суверенитет предполагает и производство собственных субстанций. Как заметил Беньямин Ковач, субстанций в мире хватает, в числе крупнейших мировых производителей — Индия, Китай. Другой вопрос, что огромная доля закупок субстанций приходится на США и страны Евросоюза и России их просто может не хватить. "Это очень важно для страны — развить собственную экономику. Но, честно говоря, я не вижу экономики, экономики нет. Да, электричество в России дешевле, поэтому теоретически мы должны быть более конкурентоспособны. Но когда смотришь на рынок — российский рынок слишком маленький, чтобы производство субстанции могло быть экономичным. Поэтому без экспорта, я считаю, отрасль не может быть эффективной", — выразил он мнение.

Говоря о курсе на производство своих субстанций, эксперты задаются вопросом, как это скажется на стоимости препаратов и выиграет ли бюджет на госзакупках с механизмом "второй лишний". Из опыта своей компании, которая занимается ветеринарными препаратами, Наталья Новская рассказала, что, просчитывая возможности ввоза АФИ для того, чтобы изготавливать часть линеек продукции на территории России, в ней пришли к выводу: "Дешевле не получается, совсем не получается, то есть ни на 5%, ни на 10%, а получается точно так же или даже чуть дороже. Я думаю, что если проводить параллель, то в конечном итоге препараты сильно дешевле не будут".

Солодова Разия

Национальные риски удорожания субстанций собственного производства есть, согласилась Разия Солодова, руководитель Аналитического центра ГИЛСиНП Минпромторга РФ. Понимая это, министерство предпринимает определенные шаги в этом направлении. Поскольку китайские субстанции многотоннажны и соответственно более выгодны по цене, Китай успешно торгует ими во всем мире, и России здесь конкурировать не под силу. Вместе с тем в России есть химическая отрасль, и она благополучно работает, но работает на пищевую промышленность, на ветеринарию, косметику и т.д. В Минпромторге сейчас обсуждают планы объединить потребности этих отраслей, сделать химию многотоннажной и таким образом повлиять на цены. "Мы сейчас обсуждаем с пищевиками, ветеринарами, производителями косметики вопрос о том, чтобы химию из малотоннажной, которая для фармы, встроить в многотоннажную. Тогда уменьшится ее себестоимость и стоимость, объемы увеличатся и тогда будет выгодно покупать", — сообщила Разия Солодова.

По ее словам, обсуждается в том числе вопрос формирования цены, которая, как считают в Минпромторге, со временем будет корректироваться. Для примера специалист привела ситуацию со шприцами: когда их собственное производство только начиналось, они стоили дороже завозимых, но постепенно, с увеличением объемов производства, цена становилась ниже и ниже. "Есть прогнозы, что когда химики смогут производить сырье и потом субстанции, производство АФС станет многотоннажным, тогда стоимость субстанций выровняется".

Что касается закупок по принципу "второй лишний", то они предусмотрены для препаратов, которые участвуют в госзакупках и платит за них государство, напомнила Разия Солодова: "Здесь будут немножко другие механизмы, это все рассматривается. Поэтому их начало перенесли с первого квартала 2024 года на четвертый квартал, чтобы рассмотреть все механизмы, и чтобы это было не в убыток производителю, с поддержкой государства, и чтобы соблюдалась нацбезопасность".

Специализированные
мероприятия
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Правовые вызовы для рынка: все преодолимо

Нынешнюю геополитическую ситуацию стабильной не назовешь, однако у отечественного фармрынка получается не просто к ней приспосабливаться, но и искать новые пути развития, особенно в части выпуска препаратов и экспорта в дружественные страны.

Трудное возрождение производственных аптек

С развитием персонализированной медицины возобновление работы производственных аптек — необходимая мера. Исключительно они могут обеспечить подходящими препаратами тех пациентов, кому не подойдут обычные составы и дозировки.

Тепличные условия фарме не нужны

Программа "Фарма-2020" успешно реализована, что признается всеми участниками рынка, наступила очередь решения задач, поставленных Стратегией "Фарма-2030". Представители регуляторных органов и бизнеса обсудили меры государственной поддержки фармотрасли и проблемы защиты интеллектуальной собственности.

Трансформация рынка БАД и тренд на его увеличение

Популяризация здорового образа жизни, забота о состоянии здоровья и иммунитета, борьба со стрессовыми состояниями, особенно после пандемии Covid-19, лишь подстегнула интерес людей к биологическим активным добавкам к пище (БАД). Существенно заметен рост продаж пробиотиков, поливитаминов, антиоксидантов, коллагенов, продуктов для здоровья суставов, а также витаминов, в частности, группы B и магния.

Влияние искусственного интеллекта на фармдизайн

Фармацевтическим дизайном называется интеллектуальная деятельность, направленная на поиск и создание материального продукта (вещества), который при взаимодействии с соответствующей биологической мишенью формирует лечебный эффект, целью которого является достижение физиологического и духовного комфорта (излечения) пациента, пребывающего в состоянии патологии (болезни).

Специализированные
мероприятия