20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Корректировки для маркировки. Что необходимо аптеке?

Пандемический удар оказался сокрушительным для небольших организаций. Минус почти два миллиона малых и средних предприятий — таков результат на начало августа.

Может быть, дело в простой реорганизации, и "прогоревшие" предприятия возобновили свою работу под другими брендами? Но количество новичков в малом и среднем бизнесе (тоже на начало августа) значительно меньше числа закрытий: 848,5 тыс. Итак, ряды малых и средних предприятий поредели более чем на миллион.

Аптечный сегмент — среди тех, где доля малого и среднего предпринимательства (МСП) значительна. В силу особенностей фармацевтической деятельности и недостаточных мер поддержки риск закрытия высок. Рассмотрим ситуацию на примере внедрения обязательной маркировки лекарственных средств — как специфичного для фармацевтической деятельности процесса.

Какие особенности работы в системе МДЛП нужно скорректировать, чтобы минимизировать угрозу для аптечной организации?

Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", исследовав мнение руководителей единичных аптек и малых аптечных сетей — своих участниц, постаралась ответить МА.

ОБРАТНЫЙ АКЦЕПТ

Пункт 44 Положения о ФГИС МДЛП разрешает передавать данные в систему двумя способами: в прямом или обратном порядке.

При прямом акцепте отправитель регистрирует в системе сведения об отгрузке лекарств их получателю. Получатель подтверждает данные.

При обратном акцепте участники "меняются местами". Данные о приеме лекарств должен зарегистрировать в системе... их получатель. А подтверждение отправляет отправитель.

Какой порядок выбрать — прямой или обратный? Предполагается, что аптеки могут определиться с этим сами. "Однако на практике, к сожалению, выбора не остается, — замечает один из руководителей. — Подавляющее большинство дистрибуторов настаивают на «режиме обратного акцепта".

Для поставщика этот вариант, конечно же, проще. Но для аптеки и пациента возникает серьезный отрицательный момент: отпустить препарат можно только после того, как внесенные аптечной организацией данные подтвердит фармдистрибутор. Ожидание может быть долгим. Все это время человек остается без лекарства. Ответственность оптовика, уменьшившего таким образом доступность фармпомощи, пока под вопросом.

Если же в партии лекарственных препаратов обнаружатся несоответствия, нечитаемые или поврежденные коды, то возможность отпустить их пациенту отодвинется на еще более длительное время… до устранения всех нестыковок.

"ВЫРУЧКА УПАЛА НА УРОВЕНЬ 2018-го..."

Зона приемки фармпродукции более чем на 10 м удалена от компьютера и приходится организовать дополнительное место приемки маркированных препаратов, рассказывают представители аптек Курской обл. То есть приобрести еще один компьютер, еще один сканер и ПО (или терминал сбора данных — также с программным обеспечением). Все это обойдется примерно в 50 тыс. руб.

Кроме того, в штате аптечной организации теперь нужен еще один сотрудник.

И это не полный перечень дополнительных задач, которыми сопровождается обратный порядок передачи данных. Руководители аптек отмечают следующие проблемы:

  • из–за длительного получения кодов маркировки приходится увеличивать товарные остатки на 10–15%, чтобы не страдал покупатель–пациент. Но все это — за счет собственных финансовых резервов;
  • нарушается доступность редких препаратов, приобретаемых по заказу посетителя;
  • необходимо отграничить еще не акцептованную продукцию;
  • в то время как дистрибутор не несет ответственности за нарушение сроков передачи данных, аптека платит неустойку. Участники лекарственного обращения оказались в неравных условиях.

"Выручка упала на уровень 2018 г. А расходы на ПО, кассы, ОФД и т.п. выросли колоссально. Все федеральные дистрибуторы присылают соглашения только на условиях обратного акцепта, при котором большую часть действий и по приемке, и по передаче сведений должны выполнять аптеки, — это уже отмечают аптеки Ростовской обл. — Подписывать дополнительные соглашения на условиях прямого акцепта поставщики отказываются".

ТЕХПОДДЕРЖКА ВРЕМЕННО НЕДОСТУПНА

На стадии настройки товарно-учетной системы постоянно выходила ошибка, вспоминают в Краснодарском крае. Аптека обратилась в техническую поддержку и получила ответ такого содержания: "Для решения вопроса по установке и настройке ПО и оборудования стороннего поставщика услуг рекомендуем обратиться к производителю, сервисной организации либо сотруднику, осуществляющему обслуживание вашего программного обеспечения и оборудования. В компетенции технической поддержки системы маркировки "Честный знак" не входит консультация, настройка и донастройка продуктов сторонних организаций".

Июнь и июль запомнились аптекам многочисленными сбоями электроники. К сожалению, неполадки в программном обеспечении сказались на доступности лекарственных препаратов.

Вот как вспоминают это время наши собеседники.

"Неделями не можем принять маркированную продукцию: не отвечает сайт "Честного знака". Доработки и обновления постоянно идут в рабочее время, а это останавливает процесс работы".

"Лекарство нельзя поставить на приход, потому что система выдает ошибку "Не удалось" подключиться. Хотя интернет работает! Только на третий день удалось провести документ".

"Накладная вставала на приход в течение десяти дней".

"Оператору фискальных данных все сведения отправлены. А маркировка по-прежнему числит лекарства в остатках".

Необходимость наладить работу информационных систем — не единственное, что отметили аптеки. Часть проблем имеет не технический, а организационный характер.

"Служба поддержки не отвечает на вопросы. А перебои в работе постоянны...".

"К сожалению, нет алгоритма действий при технических сбоях".

"Нет ответственных лиц".

УПРОСТИТЬ АЛГОРИТМ

Как наладить работу системы МДЛП? В первую очередь, скорректировать порядок передачи данных. "Все должно идти по вертикали, — считают в Саратовской обл. — Завод произвел лекарство, промаркировал его, отправил дистрибутору по договору поставки. Тот, в свою очередь, продает препараты аптечным учреждениям для розничной реализации.

Конечная точка цепи — аптека, реализуя маркированный продукт через контрольно–кассовую машину, передает данные о продаже посреднику ОФД. Именно оператор фискальных данных (а не аптека!) и должен отправить информацию о выбытии товара в ЧЗ. При такой схеме все ясно и вероятность неполадок значительно ниже".

ДОЛГОЖДАННОЕ ЛЕКАРСТВО

Руководитель аптеки вспоминает, как проходил маркировочный процесс перед стартом во всеобщем режиме. Накладную приняли девятого июня. На подтверждение смогли отправить только семнадцатого — не было связи с информационной системой.

Ожидание подтверждения оказалось новым этапом "квеста". Дистрибутор не отвечает. Препарат ожидает пациента, заранее заказавшего лекарство. Больной надеется, что подтверждение придет в ближайшие полчаса (или, по крайней мере, час) и терпеливо сидит в торговом зале аптеки. А заветное оповещение все не приходит и не приходит.
"Как работать? — с горечью замечает одна руководитель аптеки. — Работать некогда". Случай не единичный, другие многочисленные аптечные предприятия могут это подтвердить.

ПАЦИЕНТ ИЛИ ЭЛЕКТРОНИКА?

"Технические" проблемы — казалось бы, внутренний процесс аптеки. Но именно эти "зависания" и "дисконнекты", никак от аптечной организации не зависящие, способны повлиять на самое главное: доверие посетителя.

"К сожалению, в свете последних событий индивидуальные заказы сойдут на нет. Никто не будет ждать своего лекарства неделями. Трудно будет и тем посетителям, которые ожидают консультации фармацевта, — предупреждают руководители ряда аптек в Воронежской обл. — Работа фармспециалиста с пациентом станет очень медленной. И, увы, аптечному работнику придется думать не о противопоказаниях и лекарственных взаимодействиях, а о том, как не ошибиться в программе. Ведь цена ошибки в информационной системе очень высока. Фармацевт — все-таки не Юлий Цезарь, который мог делать несколько дел одновременно. В такой ситуации впору вводить должность кассира. Так было в советские времена, но "потянет" ли это сегодняшняя аптека?"

Markirovka

Насколько оперативно будут налажены механизмы работы с маркировкой, а также принципы взаимодействия участников в цепи доставки лекарства?

В ответе на этот вопрос — будущее фармацевтической помощи.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция