08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
08.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

Право Российской Федерации будет замещаться правом ЕАЭС

Государства–члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) постепенно приближаются к созданию общего рынка лекарственных средств. Окончательный переход к нему запланирован на 1 января 2026 года.

Однако далеко не все проблемы еще решены. В частности, одной из важнейших и актуальных на сегодняшний день задач является гармонизация законодательных норм в области регуляторики и экспертизы ЛП.

Как показывает анализ текущей ситуации в области права, необходимо еще многое сделать, чтобы считать переход к наднациональному законодательству свершившимся.

Любая нормативно–правовая система, регулирующая ту или иную сферу деятельности, неизбежно сталкивается с конфликтами или коллизиями различных входящих в нее норм и предписаний. Они порождают ситуацию неопределенности, предполагая сразу несколько вариантов решения одного и того же правового вопроса, тем самым затрудняя правоприменительную деятельность и создавая многочисленные проблемы для организаций, работающих в условиях сильно зарегулированного рынка, каковым является фармацевтический рынок. Для них же это особенно важно — какую норму применит в том или ином случае регулирующий орган или экспертная организация.

Для преодоления возможных правовых коллизий в юридической практике приняты несколько общепринятых правил. Однако все они могут с успехом применяться для решения проблем лишь внутри какой–то одной регуляторной системы. Если же коллизия возникает между нормами двух формально не связанных друг с другом иерархически подчиненных регуляторных комплексов или правовых режимов, то классические коллизионные правила оказываются неэффективными. Именно такая ситуация возникает сегодня применительно к праву РФ и праву ЕАЭС, которые регулируют схожие правовые отношения, возникающие в связи с обращением лекарственных средств, но при этом по ряду норм не подчиняются друг другу и представляют собой самостоятельные правовые режимы.

В этой связи, по мнению начальника контрольно-организационного управления ФГБУ НЦЭСМП Минздрава РФ Екатерины Рычихиной, особую актуальность приобретают вопросы сопоставимости уже принятых документов в России и в ЕАЭС, которые регулируют сходные правовые отношения, возникающие в связи с обращением ЛС.

Рычихина Екатерина

Основным нормативным документом, регулирующим обращение лекарственных средств в Российской Федерации, является Федеральный закон №61–ФЗ. Его дополняют ряд других нормативно–правовых актов. В рамках Союза также предполагается построение иерархической нормативно–правовой системы, фундаментом которой является Договор о евразийском экономическом союзе. В соответствии с ним в 2014 году было подписано Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств. Суть обоих документов состоит в выработке мер единообразного регулирования рынка ЛС на пространстве ЕАЭС.

На сегодняшний день Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) приняты уже более 70 нормативно–правовых документов по вопросам обращения ЛС. Одними из важнейших являются такие документы, как следующие Правила: регистрации и экспертизы, надлежащей производственной практики, надлежащей лабораторной практики, надлежащей клинической практики, надлежащей практики фармаконадзора, дистрибуторской практики и др.

Данный перечень был сформирован и разработан в результате совместных усилий всех стран–участниц ЕАЭС. Однако, несмотря на декларируемую приверженность к внедрению лучших международных норм, стороны опирались, в первую очередь, на собственную правоприменительную практику, что привело к неоднозначности некоторых изложений, трактовок и появлению внутренних противоречий в утвержденных документах.

"В Соглашении предусмотрены сферы, которые частично уже регулируются в рамках национального законодательства России, а именно регистрация, стандартизация, контроль качества обращения фармсубстанций, госконтроль. Вместе с тем, в сфере национального права по-прежнему остаются такие механизмы регулирования, как организация и проведение клинических исследований, лицензирование производства ЛС и фармацевтической деятельности, реклама, формирование перечней ЛП, регулирование цен на ЛП, — рассказывает Е.М. Рычихина. — Таким образом, риск возникновения коллизий между правом Союза и законодательством Российской Федерации в действительности реально существует, так как их сферы регулирования частично совпадают. Однако право РФ в сфере обращения ЛС будет постепенно сжиматься и замещаться правом Союза".

Кроме того, почти все страны Союза еще до вступления в него заключили международные договоры с третьими сторонами, поэтому следует учитывать, что их международные обязательства могут не совпадать с обязательствами, взятыми в рамках Союза, — полагает эксперт.

Поскольку в Соглашении нет четкого перечня актов наднационального уровня, которые следует принять в сфере обращения ЛС, на национальном уровне сохраняется возможность принятия различных правил и требований, которые в Соглашении не обозначены. Кроме того, юридическая специфика упомянутых выше актов ЕЭК (решения Совета и Коллегии) состоит в том, что они являются документами прямого действия и дополнительно принимать акты с аналогичными наименованиями или содержанием на национальном уровне не требуется. Если это правило будет проигнорировано, а предпосылки к этому имеются, то, как считает Е.М. Рычихина, возникнут многочисленные коллизии и дублирование между нормативными актами наднационального уровня, – с одной стороны, и актами национального уровня, — с другой.

Также на национальном уровне возможен отход от полного признания норм общесоюзного права, появление различных вариаций, что фактически будет означать несогласованность правового регулирования и нерешенность унификации правового поля в сфере обращения ЛС.

По материалам сессии в рамках НПК "РегЛек–ЕАЭС — 2021"

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики еаэс:
Единые правила рынка лекарств в ЕАЭС к 2025 году

Переходный этап формирования общего рынка лекарств в странах ЕАЭС вступает завершающую фазу. Уже к 31 декабря 2025 г. все лекарства, обращающиеся на рынке ЕАЭС, должны быть переведены на единые регуляторные правила. Особую актуальность в этой связи приобретает ускорение доступа на общий рынок лекарств, имеющих особую значимость для здоровья населения, а также дженериков и препаратов для лечения орфанных заболеваний.

Нелегкий путь к законодательной гармонизации в ЕАЭС

Разработка единого фармзаконодательства в рамках ЕАЭС продолжается, и рынок лекарств постепенно становится общим для государств-членов Союза, однако далеко не все вопросы решены.

Фармрынок ЕАЭС: стремимся к качеству и единству

Несмотря на непростую международную обстановку, фармотрасль в нашей стране продолжает обеспечивать потребителей лекарствами и поддерживать их качество, параллельно продолжая подстраиваться под нормативные требования ЕАЭС.

Особым лекарствам — особый допуск

В фармацевтическом законодательства ЕАЭС предусмотрены специальные процедуры доступа препаратов на рынок, что позволяет оперативно обеспечивать ими пациентов. Чтобы правильно ими воспользоваться, производители должны знать требования к каждой из них, как, например, к условной регистрации и регистрации в исключительных случаях.

ЕАЭС: фармацевтический "климат" и доступность лекарств

За последние несколько лет на фармрынках стран–участниц Евразийского экономического союза произошло много значимых событий. На развитие повлияла пандемия, различные политические и экономические проблемы, связанные с кардинальной перестройкой международных взаимоотношений.

Специализированные
мероприятия
Omni farma