В стартовый день ПМЭФ-22 на форуме "Лекарственное обеспечение" состоялась сессия "Женщины в индустрии фармацевтики и биотехнологии". Представительницы органов власти, фармкомпаний, общественных организаций обсудили женскую тему в отрасли. Как отметила Галина Карелова, зам. председателя Совета Федерации РФ, наша страна благодаря Евразийскому женскому форуму стала родоначальницей моды на женскую повестку не только в России, но и в мире.
"Мы горды, что впервые за 25 лет проведения форума в Санкт–Петербурге открыли здесь свой стенд "Женщины и здоровье". Мы живем в новой реальности, понимая, насколько важно иметь четкое представление о состоянии развития фармпрома, рынка лекарств, важно поменять формат взаимодействия власти и бизнеса, чтобы и бизнес знал, какие тренды сегодня востребованы, а где есть проблемы. Необходимо взаимодействие между бизнесом и наукой. Подхватывает ли достижения науки производство? И на таких площадках можно сформировать обратную связь", — сказала Г.Н. Карелова. Она напомнила еще об одном успешном проекте "Женщины — лидеры России", в рамках которого осуществляется международная образовательная программа для женщин с участием 19 стран.
Сенатор процитировала известную фразу: "Мужчины могут все, а женщины — все остальное". Пожалуй, у всей медицины женское лицо, и фармация не исключение.
Татьяна Семенова, зам. министра здравоохранения РФ, напомнила, что все началось в 1885 году, когда медицинский совет Министерства внутренних дел Российской империи признал право женщин на получение фармобразования. Сегодня специалистов для фармотрасли готовят в 67 образовательных организациях. По специалитету "фармация" в отечественных вузах учатся больше 19,5 тыс. человек (на бюджетной основе — свыше 10 тыс. человек, остальные — за собственный счет или средства организаций). "Несколько лет назад в послании Федеральному собранию президент страны отметил, что ключевой является целевая подготовка обучающихся, и не только по медицинским специальностям. Это значит, что работодатель, целевой заказчик, знает, какие ему нужны кадры, планирует свою эффективную кадровую политику и приходит в образовательные организации за конкретной целевой подготовкой обучающихся", — пояснила она, добавив, что для образовательной организации это тоже хорошо, потому что в рамках целевого соглашения можно дать дополнительные компетенции, необходимые молодым специалистам для конкретной работы, чтобы работодателю не терять время на адаптацию нового сотрудника, к тому же будет меньше нареканий к качеству обучения и у молодых коллег меньше сомнений, что они справятся с работой.
"Но по фармспециальностям с каждым годом целевой заказ уменьшается, как и число мест за счет бюджетных средств. За последние пять лет контингент упал примерно на 30%. Ежегодно контрольные цифры приема по программам "фармация" незначительные, в среднем — 200 человек, то есть налицо падение интереса у будущих работодателей с точки зрения целевого заказа. На это надо обратить пристальное внимание", — констатировала Т.В. Семенова.
Зам. министра подчеркнула, что фармотрасль входит в топ-3 отраслей с высокой потребностью в кадрах, с наименьшим падением спроса на персонал. За два последних года, по данным hh.ru, потребность в специалистах отрасли выросла на 106%. Даже несмотря на сокращение инвестиций и проведения КИ, в фармации нет высвобождения и напряженности на рынке труда. Сегодня и в ближайшее время будут наиболее востребованы инженеры–технологи, специалисты по развитию продуктового портфеля, обеспечению качества, разработке, регистрации ЛП, доклинических и КИ, фармаконадзора.
Т.В. Семенова рассказала также о федеральном проекте "Медицинская наука для человека", стартовавшем 1 января этого года, в рамках которого создается ландшафт для исследований, разработок, в том числе фармпродукции, молекул, чтобы собрать весь имеющийся в РФ потенциал. На сегодня это доработка единой информационной системы научных исследований (маркировка научных исследований графой "для медицины"), поиск финансирования, сопровождение разработанного продукта до стадии производства. Бизнес должен видеть то, что нужно для медицины, уверена спикер.
Женщинам в фарминдустрии надо быть более активными и настаивать на госзаказе и преференциях для отечественной продукции. К этому призвала Елена Максимкина, директор Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан. Сегодня она вместе с коллегами администрирует свыше 170 млрд. рублей и как никто другой понимает ответственность за принятые решения.
Е.А. Максимкина напомнила, что полученное образование может вывести карьеру на совершенно иной уровень. Не только она сама, но и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко по образованию — провизоры.
Людмила Щербакова, соучредитель и председатель совета директоров ООО "Велфарм", отметила, что ее предприятие испытывает кадровый голод. Не хватает среднего звена по подготовке специалистов, серьезного контакта с наукой. "Мы создали с нуля производство субстанции, и я пригласила его оценить инженера-химика, а он ответил, что никогда не видел в реальности производства (выросло целое поколение с химическим образованием, не видевшее заводов)", — рассказала предприниматель.
Глава российской фармкомпании уверена, что фармотрасль может быть опорной, мультипликативной в выходе на другой уровень и даже сработать на опережение. Она описывает свой бизнес как сложный и красивый с соц. ответственностью, интересными процессами, работой с высокоинтеллектуальным обществом. При этом, сожалеет Л.И. Щербакова, бизнес сильно зарегулирован. Каждый шаг согласовывается с регуляторами. К счастью, сейчас убираются ненужные шаги и излишние нормативные документы. Пандемия ковида изменила взаимодействие с органами власти, решения принимались быстро.
"Это хороший опыт, который получили все. Если есть взаимный интерес, вопросы решаются оперативно. С 2008 года отрасль получила серьезное развитие. Она по потенциалу одна из самых передовых. Нашу отрасль, я думаю, можно было бы выделить в какое–то отдельное направление типа Росфармы, сконцентрировав регуляторику в одном органе", — предложила она.
О роли женщин в заботе о здоровье не только своем, но и мужском, рассказала Оксана Драпкина, директор НМИЦ профилактической медицины, гл. внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава РФ, в этом году ставшая действительным членом Российской академии наук.
Она подчеркнула, что профилактическая медицина — это тоже наука, развивающаяся по определенным законам, имеющая свои инструменты и состоящая из трех крупных блоков. Это популяционная профилактика (здоровьесберегающая среда), прививающая человеку здоровые привычки. "Доказано многочисленными исследованиями: все, что окружает нас в районе 400 метров, формирует наши привычки. Если есть фастфуды — людей с повышенным индексом массы тела в этом районе больше. Если есть рядом парк и до него можно дойти пешком – с ожирением людей меньше. Все просто. Работает инструмент экономического обоснования инвестиций в меры популяционной профилактики на региональном уровне. Если, например, на 10% снизить цены на свежие овощи и фрукты, то в горизонте моделирования в 15 лет можно предотвратить 79 тысяч случаев хронических неинфекционных заболеваний с экономическим эффектом в 12,6 млрд. руб.", — такие данные привела в пример О.М. Драпкина.
Второй блок — это медицинская профилактика — диспансеризация, уникальная, тщательно продуманная, доступная бесплатно каждому российскому гражданину.
Третий — диспансерное наблюдение, когда заболевание выявлено, но ведется профилактика осложнений. Россия стала первой страной, разработавшей опросник, признанный ВОЗ, по оценке мед. грамотности населения.
Выяснилось, что наши граждане более компетентны в вопросах здоровья, чем во многих западных странах. "Мужчины находятся под ударом. Женщины чаще ходят к врачу, больше жалуются, но живут на 10 лет больше. И мужчины более уязвимы, когда дело касается факторов риска, даже к фактору низкого достатка", — напомнила академик, подчеркнув, что женщины больше осведомлены о факторах риска, чем мужчины, и на последних лучше воздействовать с помощью женщин.